Мои рецензии

09 апреля 2016, 15:22 Духовные скрепы Ярослав Судзиловский 27 марта в С-Петербурге МолОт СК РФ совместно с хором "Фестино" представил новую программу премьер музыки молодых композиторов разных стран. Для меня было очень ценным посещение этого мероприятия и крайне неожиданным по его результатам, с чем и хочется поделиться. Во-первых хочется от всей души поздравить хор Фестино, а также некоторых композиторов с премьерами- которые в совершенно блестящем исполнении мы могли прослушать в С-Петербурге в проекте- который назывался довольно сложно, спорно и в то же самое время интересно-потому как у каждого свой взгляд на этот вопрос, а именно- "ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ".
Хочется отметить высочайший профессионализм хора- и по мастерству исполнения и по художественному проживанию авторского материала.
Сегодня это один из лучших хоровых коллективов нашей страны. То, с какой легкостью ребята справляются с материалом, и потом сами голоса- от колоратурного сопрано до баса-профундо, само наличие их в хоре и в таком высоком качестве дает основание говорить о том, что данный коллектив едва ли не единственный молодой исполнительский организм в России с которым в принципе имеет смысл иметь дело. Поэтому- низкий поклон, самые теплые и искренние поздравления вам, друзья. Теперь несколько слов о музыке.
Так сложилось, что с самого утра мы с Артуром Зобниным увлеклись беседой о том, что по=факту на сегодняшний день очень размыты задачи композиторской профессии и что надо бы сделать уже водораздел между звуковым дизайном и композицией. Композитор- это гораздо более масштабное понятие, чем компновка различных звуков. Это пора уже понять. И вот- совершенно неожиданно для меня- этот воскресный и солнечный день стал в этом плане днем открытий, и я совершенно не ожидал, что из нашего утреннего разговора мы к вечеру реально сможем услышать ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ подход к композиции- включая вот те все задачи глобальности, смысла и прочего о которых мы говорили. Наряду с замечательными премьерами молодых авторов уже с большим опытом работы с хором- как например Ильи Демуцкого с его новым очень тонким и глубоким произведением, меня потрясла "Петербургская троица", которая кажется создает что-то принципиально отличное. С-Петербург сегодня, благодаря творчеству молодой группы композиторов новой генерации- является по-факту местом рождения того самого долгожданного нового современного русского искусства. Для меня- как создателя молодежного российского композиторского движения особенно приятно, что эти авторы- члены МолОта и мои друзья. Я был поражен силой сочиняемых работ петербургскими авторами. К слову- в Москве сегодня нет ничего похожего- и быть не может в принципе, из-за крайней провинциальности запроса- сегодняшняя Москва в культурном отношении, к сожалению город "вчерашнего дня"- город с каждой минутой отстающих шаблонов, авторской трусости и поголовной коммерции, из-за чего ходить на премьеры в Москве практически не имеет смысла-что я давно и не делаю. Однако Петербургская история- совершенно иного порядка и я впервые наверное за 8 лет, испытал настоящее потрясение до мурашек, до слез- находясь в зале и слушая музыку молодых авторов.
Конечно прежде всего стоит говорить о новой петербургской "Троице"- это Настасья Хрущева, Артур Зобнин и Иван Абрамов прежде всего. Искренне поздравляю авторов с премьерами и хотелось бы пару слов о каждой.
Безусловное открытие- Композитор Настасья Хрущева. Для всех нас автор давно знакомый, Я работаю с Хрущевой уже 7 лет, с 2009 года, когда Настасья возглавила первое отделение МолОта которое мы открыли- в С-Петербурге. Сегодня композитор Настасья Хрущева- является лидером молодой петербургской и именно русской концептуальной мысли, потому что она идет от своей природы в этом вопросе и это настолько сильно и убедительно, что становится вне критики. Я услышал именно в лице Насти того самого нового духовного лидера и выразителя самой идеи Актуальной новой русской музыки- вне конъюнктуры, вне заказа, чистой, открытой как первозданность природы. И именно она созвучна сегодня поколению людей до 30 лет- это то, чем реально люди живут и что думают. Ее новая партитура "Русские прописи"- не просто замечательное концептуальное сочинение- это манифест, как ни парадоксально звучит- очень глубоко русской, истинно патриотичной- в 100% любви к своей земле, языку, духовному началу, сквозь дикую боль, причем ,составляющей. Я понимаю реакцию интеллектуальной элиты сегодня на слово "патриотичный", которое замылено и опошлено до нельзя различными спорными историями и ситуациями, связанными с конъюнктурой и дилетантизмом в данном вопросе зачастую, так вот как раз-таки Хрущева нас этим сочинением заставляет вспомнить об истинном смысле этого слова- в любви к истокам своего языка- к примеру. Взяв за основу текст русских детских прописей- ( "жи-ши- пиши через "и", запиши правила и прочие)- текстовые попевки, Хрущева создала до боли пронзительное сочинение- как крик русской души, причем настолько откровенное и неожиданное- что я был шокирован этой партитурой. Сочинение при этом абсолютно русское по духу и мысли, и в то же время- совершенно петербургское- т.е. несгибаемой внутренней силы воли. Проблема родного языка - как духовное зерно каждого человека на земле-настолько остро поставлена композитором, что мы можем говорить о Хрущевой как о молодом лидере реально независимого, нарождающегося наконец-то национального русского современного искусства- актуального и нужного для русской публики. Это не жвачка с западных фестивалей, которую делают некоторые авторы у нас постоянно- и думают что они актуальны. Нет. "Русские прописи"- дают новый путь, я не побоюсь так сказать. Это и есть актуальное искусство молодого поколения- тот самый русский протест поколения, которому навязывают тот чудовищный мир маразма, в котором пребывает сегодняшнее человеческое общество, с его беспрецедентным падением интеллектуального уровня, нравов, образования, знания, задач самой цели человеческого существования и прочего- и как в пику всему этому- "русская пропись".. Я давно не испытывал настолько сильного энергетически ощущения от современного сочинения. Наверное что-то похожее в нашем искусстве было в последний раз в 70-е годы. "Русские прописи" реально захватывают до слез-потому что они про то, о чем думают все, про ту простоту с одной стороны и про ту боль осознания ее и сохранения ее внутри себя- с другой. Это новое русское слово в современном искусстве и я рад. что Настя Хрущева так уверенно идет по этому пути. Второй автор этой когорты- Артур Зобнин. Приницпиально иная музыка прозвучала от той, что я слышал ранее у Артура. Принципиально иной подход к звуку, его метафизике. Работа со временем, словом- все то, чего я так долго и безуспешно добиваюсь от московской молодежи нам дают петербургские авторы. И это делается композитором блестяще убедительно и очень необычно, особенно в хоровом изложении. Очень жду новых премьер Артура- как и насколько он сейчас находит свой уникальный путь в искусстве. От всего сердца мои поздравления. Третий представитель- Иван Абрамов. Эволюция мышления Абрамова происходит плавно уже около года- с сочинения Die Reise, но тот подход, который Абрамов сегодня представляет нам- также попадает в 10-ку, бьет именно в центр поставленного вопроса- это актуальная русская музыка- она жива, она про те энергетические моменты, которыми живет сегодня мыслящий русский человек- с его протестами, его поисками себя и его безусловной масштабностью. Приятно и неожиданно- что в чем-то Ваня идет от концепции Владимира Мартынова, и приятно- что начинает получаться наконец-то национальный музыкальный продукт. Не похожий, могущий удивлять. Словом, можно смело сказать, что 27 марта С-Петербург открыл в России новую главу молодой русской музыки. Мне особенно приятно, что это фундаментальная позиция авторов, это искусство имеющее цель, задачи и базис- оно убеждено в своем взгляде на мир. И от этого оно интересно. Большое спасибо С-Петербургу и нашим авторам за те шаги к изменению ситуации в российском современном искусстве, которые вы осуществляете.