Рецензии на мое творчество

20 июня 2019, 19:30 Путешествие на Луну Сергей Уваров В проекте «Путешествие на Луну», представленном в московском Музее Скрябина, а ранее — на фестивале «Урал Опера Балет», работы классика немого кино Жоржа Мельеса демонстрируется под новую музыку — специально написанный «Дивертисмент». Но коллективный саундтрек с элементами перформанса призван не комментировать видеоряд, а, напротив, преодолеть его притяжение.
Демонстрация немых фильмов с живым музыкальным сопровождением — специально созданным или восстановленным — стала уже традицией. Достаточно вспомнить недавний эксперимент «Персимфанса» в Зарядье — реконструкцию шумомузыкального оформления Эдмунда Майзеля для «Броненосца «Потемкин» — и российскую премьеру реставрированной копии «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова с новой оркестровой партитурой Мурата Кабардокова.
Концепция «Путешествия на Луну», однако, иная. Композиторы не стремились буквально озвучивать изображение на экране. Исходный материал — фильмы «Завоевание полюса» (1912), «Синяя борода» (1901) и «Золушка» (1899) — трактованы как часть мультимедийного синтеза, своего рода видеоарт, образующий с авангардными партитурами «звукозрительный контрапункт» (знаменитый термин Эйзенштейна).
«Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами» — писали в своем манифесте «Заявка» Эйзенштейн, Александров и Пудовкин в 1928 году, в преддверии эры звукового кино. Композиторы «Путешествия на Луну» будто последовали их завету.
(полный текст рецензии — на моей странице в разделе «Материалы»)
18 апреля 2014, 00:58 Святки (партитура) Сергей Уваров Ярослав Судзиловский выложил фрагмент партитуры своего произведения "Святки". Ноты современных композиторов - в принципе интересны и ценны, но эта рукопись вызывает, прямо скажем, восторг. Во-первых, само произведение (кстати, его аудиозапись есть на Splayn на странице Ярослава) очень талантливое и самобытное. Гадания на суженого, проходившие в особый карнавально-праздничный период календаря, Судзиловский представляет в виде композиции для женского ансамбля a cappella с одним мужским голосом, используя весь арсенал вокальных средств - от шепота и скандирования до глиссандо. Во-вторых (и в данном случае это даже более важно), сама партитура представляет собой произведение искусства. Достаточно взглянуть на обложку, где каждая буква слова СВЯТКИ украшена фантастическими вензелями и рюшечками. И дальше на каждой странице мы увидим различные рисунки, орнаменты, необычные знаки... Такое ощущение, что это создавал художник, а не композитор. Но на самом деле все рисунки выполнены самим Судзиловским.
11 ноября 2013, 02:18 Некий концерт Сергей Уваров На Splayn появилась уникальная видеозапись: единственное живое исполнение "Некого концерта" Юрия Ханона. Ханон - пожалуй, самый загадочный современный композитор. Прославившись в 1988 году как автор музыки к "Дням затмения" Сокурова (за эту работу композитор получил приз Европейской киноакадемии), Ханин (тогда еще его звали Ханин, а не Ханон) устраивал скандальные концерты, давал телеинтервью и жил активной публичной жизнью. Но в 1993 году он полностью ушел из публичной сферы и стал отшельником, напоминающим миру о себе лишь изредка выходящими книгами (самая известная среди них - роман-мистификация "Скрябин как лицо"). У Ханина вышел только один диск - на лондонской фирме Olympia. На него попали "Средняя симфония", "Пять мельчайших оргазмов" и "Некий концерт". Однако, это студийные записи. На Splayn же теперь представлена запись с концерта, причем речевую декламацию в ней исполняет другой известный композитор-эксцентрик - Ярослав Судзиловский, а партию фортепиано - Даниил Екимовский, композитор и сын Виктора Екимовского, еще одного известнейшего современного композитора (и, кстати, близкого друга Ханона).
Видеозапись очень плоха, снимали, судя по всему, дешевым телефоном с рук, да еще и переговаривались прямо во время музыки, но звук вполне нормальный. А главное - даже такая технически несовершенная запись отлично передает энергетику живого исполнения, которое (во многом благодаря артистизму и харизме Судзиловского) выглядит выигрышнее, чем вылизанное звучание студийной записи на диске.