Выступление

Название выступления/тураДуховные скрепы Дата выступления27 марта 2016
СтранаРоссия Время выступления16:00
ГородСанкт-Петербург Название коллективаКамерный хор Festino, дир. — А. Макарова
Площадка / концертный залМузей Суворова (Кирочная ул. 43) Небольшое описаниеНе указано
УчастникиЯрослав Судзиловский, И. Демуцкий, Я. Судзиловский, И. Абрамов, А. Зобнин, А. Мокану, А. Карпов, А. Цалко, Н. Хрущева, Э. Лебедзе, М. Ипполитов-Иванов, И. Дунаевский ЗрителиЯрослав Судзиловский, МолОт
Рецензии (1)
09 апреля 2016, 15:22 Ярослав Судзиловский 27 марта в С-Петербурге МолОт СК РФ совместно с хором "Фестино" представил новую программу премьер музыки молодых композиторов разных стран. Для меня было очень ценным посещение этого мероприятия и крайне неожиданным по его результатам, с чем и хочется поделиться. Во-первых хочется от всей души поздравить хор Фестино, а также некоторых композиторов с премьерами- которые в совершенно блестящем исполнении мы могли прослушать в С-Петербурге в проекте- который назывался довольно сложно, спорно и в то же самое время интересно-потому как у каждого свой взгляд на этот вопрос, а именно- "ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ".
Хочется отметить высочайший профессионализм хора- и по мастерству исполнения и по художественному проживанию авторского материала.
Сегодня это один из лучших хоровых коллективов нашей страны. То, с какой легкостью ребята справляются с материалом, и потом сами голоса- от колоратурного сопрано до баса-профундо, само наличие их в хоре и в таком высоком качестве дает основание говорить о том, что данный коллектив едва ли не единственный молодой исполнительский организм в России с которым в принципе имеет смысл иметь дело. Поэтому- низкий поклон, самые теплые и искренние поздравления вам, друзья. Теперь несколько слов о музыке.
Так сложилось, что с самого утра мы с Артуром Зобниным увлеклись беседой о том, что по=факту на сегодняшний день очень размыты задачи композиторской профессии и что надо бы сделать уже водораздел между звуковым дизайном и композицией. Композитор- это гораздо более масштабное понятие, чем компновка различных звуков. Это пора уже понять. И вот- совершенно неожиданно для меня- этот воскресный и солнечный день стал в этом плане днем открытий, и я совершенно не ожидал, что из нашего утреннего разговора мы к вечеру реально сможем услышать ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ подход к композиции- включая вот те все задачи глобальности, смысла и прочего о которых мы говорили. Наряду с замечательными премьерами молодых авторов уже с большим опытом работы с хором- как например Ильи Демуцкого с его новым очень тонким и глубоким произведением, меня потрясла "Петербургская троица", которая кажется создает что-то принципиально отличное. С-Петербург сегодня, благодаря творчеству молодой группы композиторов новой генерации- является по-факту местом рождения того самого долгожданного нового современного русского искусства. Для меня- как создателя молодежного российского композиторского движения особенно приятно, что эти авторы- члены МолОта и мои друзья. Я был поражен силой сочиняемых работ петербургскими авторами. К слову- в Москве сегодня нет ничего похожего- и быть не может в принципе, из-за крайней провинциальности запроса- сегодняшняя Москва в культурном отношении, к сожалению город "вчерашнего дня"- город с каждой минутой отстающих шаблонов, авторской трусости и поголовной коммерции, из-за чего ходить на премьеры в Москве практически не имеет смысла-что я давно и не делаю. Однако Петербургская история- совершенно иного порядка и я впервые наверное за 8 лет, испытал настоящее потрясение до мурашек, до слез- находясь в зале и слушая музыку молодых авторов.
Конечно прежде всего стоит говорить о новой петербургской "Троице"- это Настасья Хрущева, Артур Зобнин и Иван Абрамов прежде всего. Искренне поздравляю авторов с премьерами и хотелось бы пару слов о каждой.
Безусловное открытие- Композитор Настасья Хрущева. Для всех нас автор давно знакомый, Я работаю с Хрущевой уже 7 лет, с 2009 года, когда Настасья возглавила первое отделение МолОта которое мы открыли- в С-Петербурге. Сегодня композитор Настасья Хрущева- является лидером молодой петербургской и именно русской концептуальной мысли, потому что она идет от своей природы в этом вопросе и это настолько сильно и убедительно, что становится вне критики. Я услышал именно в лице Насти того самого нового духовного лидера и выразителя самой идеи Актуальной новой русской музыки- вне конъюнктуры, вне заказа, чистой, открытой как первозданность природы. И именно она созвучна сегодня поколению людей до 30 лет- это то, чем реально люди живут и что думают. Ее новая партитура "Русские прописи"- не просто замечательное концептуальное сочинение- это манифест, как ни парадоксально звучит- очень глубоко русской, истинно патриотичной- в 100% любви к своей земле, языку, духовному началу, сквозь дикую боль, причем ,составляющей. Я понимаю реакцию интеллектуальной элиты сегодня на слово "патриотичный", которое замылено и опошлено до нельзя различными спорными историями и ситуациями, связанными с конъюнктурой и дилетантизмом в данном вопросе зачастую, так вот как раз-таки Хрущева нас этим сочинением заставляет вспомнить об истинном смысле этого слова- в любви к истокам своего языка- к примеру. Взяв за основу текст русских детских прописей- ( "жи-ши- пиши через "и", запиши правила и прочие)- текстовые попевки, Хрущева создала до боли пронзительное сочинение- как крик русской души, причем настолько откровенное и неожиданное- что я был шокирован этой партитурой. Сочинение при этом абсолютно русское по духу и мысли, и в то же время- совершенно петербургское- т.е. несгибаемой внутренней силы воли. Проблема родного языка - как духовное зерно каждого человека на земле-настолько остро поставлена композитором, что мы можем говорить о Хрущевой как о молодом лидере реально независимого, нарождающегося наконец-то национального русского современного искусства- актуального и нужного для русской публики. Это не жвачка с западных фестивалей, которую делают некоторые авторы у нас постоянно- и думают что они актуальны. Нет. "Русские прописи"- дают новый путь, я не побоюсь так сказать. Это и есть актуальное искусство молодого поколения- тот самый русский протест поколения, которому навязывают тот чудовищный мир маразма, в котором пребывает сегодняшнее человеческое общество, с его беспрецедентным падением интеллектуального уровня, нравов, образования, знания, задач самой цели человеческого существования и прочего- и как в пику всему этому- "русская пропись".. Я давно не испытывал настолько сильного энергетически ощущения от современного сочинения. Наверное что-то похожее в нашем искусстве было в последний раз в 70-е годы. "Русские прописи" реально захватывают до слез-потому что они про то, о чем думают все, про ту простоту с одной стороны и про ту боль осознания ее и сохранения ее внутри себя- с другой. Это новое русское слово в современном искусстве и я рад. что Настя Хрущева так уверенно идет по этому пути. Второй автор этой когорты- Артур Зобнин. Приницпиально иная музыка прозвучала от той, что я слышал ранее у Артура. Принципиально иной подход к звуку, его метафизике. Работа со временем, словом- все то, чего я так долго и безуспешно добиваюсь от московской молодежи нам дают петербургские авторы. И это делается композитором блестяще убедительно и очень необычно, особенно в хоровом изложении. Очень жду новых премьер Артура- как и насколько он сейчас находит свой уникальный путь в искусстве. От всего сердца мои поздравления. Третий представитель- Иван Абрамов. Эволюция мышления Абрамова происходит плавно уже около года- с сочинения Die Reise, но тот подход, который Абрамов сегодня представляет нам- также попадает в 10-ку, бьет именно в центр поставленного вопроса- это актуальная русская музыка- она жива, она про те энергетические моменты, которыми живет сегодня мыслящий русский человек- с его протестами, его поисками себя и его безусловной масштабностью. Приятно и неожиданно- что в чем-то Ваня идет от концепции Владимира Мартынова, и приятно- что начинает получаться наконец-то национальный музыкальный продукт. Не похожий, могущий удивлять. Словом, можно смело сказать, что 27 марта С-Петербург открыл в России новую главу молодой русской музыки. Мне особенно приятно, что это фундаментальная позиция авторов, это искусство имеющее цель, задачи и базис- оно убеждено в своем взгляде на мир. И от этого оно интересно. Большое спасибо С-Петербургу и нашим авторам за те шаги к изменению ситуации в российском современном искусстве, которые вы осуществляете.
Полезная рецензия? 0 0