Рецензии на творчество участников

20 июня 2019, 19:30 Путешествие на Луну Сергей Уваров В проекте «Путешествие на Луну», представленном в московском Музее Скрябина, а ранее — на фестивале «Урал Опера Балет», работы классика немого кино Жоржа Мельеса демонстрируется под новую музыку — специально написанный «Дивертисмент». Но коллективный саундтрек с элементами перформанса призван не комментировать видеоряд, а, напротив, преодолеть его притяжение.
Демонстрация немых фильмов с живым музыкальным сопровождением — специально созданным или восстановленным — стала уже традицией. Достаточно вспомнить недавний эксперимент «Персимфанса» в Зарядье — реконструкцию шумомузыкального оформления Эдмунда Майзеля для «Броненосца «Потемкин» — и российскую премьеру реставрированной копии «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова с новой оркестровой партитурой Мурата Кабардокова.
Концепция «Путешествия на Луну», однако, иная. Композиторы не стремились буквально озвучивать изображение на экране. Исходный материал — фильмы «Завоевание полюса» (1912), «Синяя борода» (1901) и «Золушка» (1899) — трактованы как часть мультимедийного синтеза, своего рода видеоарт, образующий с авангардными партитурами «звукозрительный контрапункт» (знаменитый термин Эйзенштейна).
«Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами» — писали в своем манифесте «Заявка» Эйзенштейн, Александров и Пудовкин в 1928 году, в преддверии эры звукового кино. Композиторы «Путешествия на Луну» будто последовали их завету.
(полный текст рецензии — на моей странице в разделе «Материалы»)
09 января 2019, 00:28 «От там-тама до органа» Сергей Уваров В Малом зале Московской консерватории прошел необычный концерт. Точнее, для МГК это уже традиция — детские абонементы Дениса Писаревского там идут уже давно, но для зрителей, непривычных к экспериментам с форматом концертов, это могло быть в новинку. Звучание живой музыки (причем, очень оригинально отобранной) здесь сочеталось с просветительским конферансом автора проекта, викториной для детей и даже демонстрацией мультфильма.
Программа была выстроена вокруг знакомства с инструментами. Героями дня стали орган, клавесин, фортепиано и там-там. На первых двух играл сам Писаревский, на фортепиано — Елизавета Данилина, а на там-таме — Павел Бессонов. Исполнив органное произведение Перселла Voluntary, Писаревский не только рассказал и о композиторе, и о самом сочинении в доступной для широкой публики (в том числе детской) форме, но и показал мультфильм, наглядно показывающий строение органа. Кстати, несмотря на то, что в Voluntary не задействуется педальная клавиатура, там очень эффектно демонстрируется многообразие тембров органа.
В свою очередь, в клавесинной сюите Рамо можно было оценить жанровое разнообразие этого инструмента, «потенциал» которого многие недооценивают, а в «Острове радости» Дебюсси зрители могли насладиться фортепианными красками. Но фаворитом юных зрителей (сужу по собственному сыну) стал финальный номер — композиция Татьяны Чудовой для там-тама соло. Исполнитель орудовал десятком палочек, извлекая из простого, казалось бы, инструмента целый спектр звуков и сопровождая это элементами актерского перформанса (обычно это называют инструментальным театром).
А после небольшой викторины, где зрителям было предложено угадать инструменты по их звучанию, на сцену вышел камерный оркестр Leggiero (художественный руководитель и главный дирижер – Джереми Уолкер), исполнивший произведения Дебюсси и Холста. Таким образом, вся программа детского концерта была сосредоточена на музыке старинной и пост-романтической. Причем, «хитов» там не было (а интересно — даже детям — было). И аплодисменты между частями произведений наглядно свидетельствовали о том, что Денису Писаревскому и его коллегам удалось привлечь в консерваторию совсем не-консерваторскую публику. Так что просветительская миссия была выполнена сполна.
08 декабря 2015, 19:28 "Überspiel" для валторны соло МолОт Произведение Дениса Писаревского Uberspiel для валторны соло было показано и обсуждено на 49-м Смотре МолОта в Москве, 26 ноября 2015 года. В обсуждении приняли участие члены Художественного совета Алексей Сюмак, Ярослав Судзиловский и Сергей Уваров, из зрителей высказались С. Ходыкин (УралМолОт) и С. Васильев (КарелМолОт).
Все высказавшиеся оценили произведение положительно. С. Уваров отметил оригинальность подхода к работе с солирующим инструментом, находки в нотации. А. Сюмак обратил внимание на театральность пьесы, большой потенциал для превращения ее в перформанс. Также Сюмак провел параллели с джазовой композицией. Я. Судзиловский предложил рекомендовать произведение к исполнению в рамках Четвертого транснационального фестиваля МолОта (ТрансФест). Предложение не вызвало возражений.
18 апреля 2014, 00:58 Святки (партитура) Сергей Уваров Ярослав Судзиловский выложил фрагмент партитуры своего произведения "Святки". Ноты современных композиторов - в принципе интересны и ценны, но эта рукопись вызывает, прямо скажем, восторг. Во-первых, само произведение (кстати, его аудиозапись есть на Splayn на странице Ярослава) очень талантливое и самобытное. Гадания на суженого, проходившие в особый карнавально-праздничный период календаря, Судзиловский представляет в виде композиции для женского ансамбля a cappella с одним мужским голосом, используя весь арсенал вокальных средств - от шепота и скандирования до глиссандо. Во-вторых (и в данном случае это даже более важно), сама партитура представляет собой произведение искусства. Достаточно взглянуть на обложку, где каждая буква слова СВЯТКИ украшена фантастическими вензелями и рюшечками. И дальше на каждой странице мы увидим различные рисунки, орнаменты, необычные знаки... Такое ощущение, что это создавал художник, а не композитор. Но на самом деле все рисунки выполнены самим Судзиловским.
11 ноября 2013, 02:18 Некий концерт Сергей Уваров На Splayn появилась уникальная видеозапись: единственное живое исполнение "Некого концерта" Юрия Ханона. Ханон - пожалуй, самый загадочный современный композитор. Прославившись в 1988 году как автор музыки к "Дням затмения" Сокурова (за эту работу композитор получил приз Европейской киноакадемии), Ханин (тогда еще его звали Ханин, а не Ханон) устраивал скандальные концерты, давал телеинтервью и жил активной публичной жизнью. Но в 1993 году он полностью ушел из публичной сферы и стал отшельником, напоминающим миру о себе лишь изредка выходящими книгами (самая известная среди них - роман-мистификация "Скрябин как лицо"). У Ханина вышел только один диск - на лондонской фирме Olympia. На него попали "Средняя симфония", "Пять мельчайших оргазмов" и "Некий концерт". Однако, это студийные записи. На Splayn же теперь представлена запись с концерта, причем речевую декламацию в ней исполняет другой известный композитор-эксцентрик - Ярослав Судзиловский, а партию фортепиано - Даниил Екимовский, композитор и сын Виктора Екимовского, еще одного известнейшего современного композитора (и, кстати, близкого друга Ханона).
Видеозапись очень плоха, снимали, судя по всему, дешевым телефоном с рук, да еще и переговаривались прямо во время музыки, но звук вполне нормальный. А главное - даже такая технически несовершенная запись отлично передает энергетику живого исполнения, которое (во многом благодаря артистизму и харизме Судзиловского) выглядит выигрышнее, чем вылизанное звучание студийной записи на диске.
12 октября 2013, 16:19 "Музыка на замерзшей воде" - "Frozen Water Music" (по мотивам Музыки на воде Генделя) Сергей Уваров Молодой композитор и органист Денис Писаревский - член молодежного отделения Союза композиторов (МолОт) и одна из самых заметных фигур из ныне учащихся в консерватории. Недавно в консерватории был исполнен его масштабный вокально-инструментальный перформанс "Хармсфония" (фрагменты видеозаписи этого произведения Денис опубликовал на Splayn), кроме того, произведения Дениса регулярно играют различные солисты. Представленная здесь запись - исполнение пианисткой Саори Тесима "Музыки на замерзшей воде". Это остроумный и яркий авангардный парафраз на генделевскую "Музыку на воде". Как известно, Гендель писал свою "Музыку на воде" для примирения с королем Георгом I (George I), который еще будучи курфюрстом Ганновера пригласил Генделя работать у себя. Но вскоре Генделю наскучило при дворе курфюрста и захотелось громких оперных побед в Лондоне. Поэтому он просто сбежал, воодушевленный успехом "Ринальдо". Гендель, разумеется, не предполагал, что вскоре королева Анна скончается, и английский престол займет как раз-таки немец Георг (из-за закона о престолонаследии, отсекавшего всех католиков, которые имели больше прав на престол, чем протестант Георг). Въехавший в Лондон король был, понятное дело, зол на Генделя. И тот решил очаровать короля своей музыкой. Поэтому во время прогулки короля посадил музыкантов на лодки, где они играли написанные для этого оркестровые сюиты Water Music.
Возвращаясь к произведению Дениса, можно сказать, что название очень точно отражает содержание: вместо мягкой генделевской "водной" ткани струнных мы слышим здесь ледяной блеск фортепиано, а благозвучные гармонии Барокко рассыпаются, как осколки льда, и застывают в причудливых авангардных позах.