Рецензии на мое творчество

03 февраля 2018, 23:55 Мультимедийный проект "Биомеханика 3.0" Сергей Уваров «Каждый год мы с друзьями ходим...» — эта классическая фраза из советского фильма теперь уже вполне применима к авторскому проекту Александра Хубеева и Николая Попова. Каждый год в Рахманиновском зале два молодых (по возрасту, но отнюдь не по опыту – вполне взрослому) композитора, выпускника консерввтории, устраивают мультимедийное представление «Биомеханика». Номер, отсылающий к версии компьютерных программ — 2.0, 3.0 — намекает на инновационную составляющую: мало того, что сама музыка — радикальный авангард, так еще и взаимодействие с видеорядом и светом — во многом новаторское. Это можно было бы сравнить со стадионными шоу поп-звезд, изобилующими спецэффектами, но Попов и Хубеев идут дальше и не просто сопровождают музыку визуальными «примочками», но создают синтез.
Недаром одно из главных произведений программы называлось Luce — как партия света в скрябиновском «Прометее». И здесь сами музыканты управляли светом, а их тени создавали визуальный контрапункт музыке.
Еще одной безусловной вершиной (что, кстати, подтвердил и шквал аплодисментов) стало сочинение Николая Попова KCI_23/11 для виолончели соло (блестящее исполнение Юлии Мигуновой) с электроникой и видеорядом. В основе — вполне традиционный минорный квартсекстаккрод, но рождающиеся из него интонации «взрываются» искрами электроники, переплавляясь в действительно авангардное звучание. Вдобавок к этому, стоит отметить очень эффектный видеоряд, где съемка виолончели преображается с помощью зеркальных эффектов и наложений цифрового шума.
«Биомеханика 3.0» — очередное подтверждение того, что Хубеев и Попов не только выработали яркий стиль (у каждого — свой, но вполне органично сочетающийся в одной программе со стилем товарища), но и нашли подход к публике. Хотя билеты были платными, зал был заполнен, и даже в антракте практически никто не ушел. Для концерта авангардной музыки — редкость. Для Попова и Хубеева — уже норма.
03 февраля 2017, 16:12 Мультимедийный проект "Биомеханика 2.0" Сергей Уваров Скрежещущая и булькающая электроника сливается с «живыми» звуками струнных, баяна и ударных. Цветные световые всполохи выхватывают из темноты звукорежиссерский пульт, ноутбуки и микрофоны, а также недавно отреставрированные интерьеры Рахманиновского зала Московской консерватории. Мультимедийный проект «Биомеханика 2.0» Александра Хубеева и Николая Попова — нетипичный гость в этих стенах, но уже не чужой.
Два года назад первая «Биомеханика» вызвала настоящий ажиотаж: зрители сидели не только на креслах, но и на подоконниках. Правда, вход тогда был свободным. Теперь же организаторы решили установить небольшую плату. Публику это не отпугнуло: к началу первого отделения все места были заняты. Мероприятие заинтересовало и консерваторскую молодежь, и людей, далеких от классики. Первые пришли на Попова и Хубеева, ведущих российских авангардистов из поколения «миллениалов». Вторые — на светомузыкальное шоу. В исполнении каждой пьесы участвовал новый состав: от различных ансамблевых комбинаций (в мероприятии приняли участие коллективы «Студия новой музыки» и Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского) до солистов.
Сочетание живых и синтезированных звуков, их перерастание друг в друга — пожалуй, самое интересное в работах обоих авторов. У Хубеева звук графичный и шершавый, у Попова — более певучий и изысканный. Но принцип работы общий: композиторы создают аудиоландшафты, в которых старые знакомые вроде скрипки, флейты или баяна предстают в совершенно неожиданном амплуа, а шумы и всевозможные компьютерные всхлипы, всплески и взрывы становятся полноправной составляющей пусть и непривычной, но все же мелодики.
Несмотря на модную мультимедийную «обертку», эта музыка всё же непроста для восприятия: после антракта ряды зрителей изрядно поредели. И зря, потому что самое интересное было именно во втором отделении.
В произведении «Остров Возрождения: песня мертвого города» Александр Хубеев создал звуковой образ покинутого поселения, предложив музыкантам играть на «мусорных» конструкциях. Пустые бутылки и ведра, привязанные стальными лесками к столам и полу, под ударами смычков исторгали глухие пугающие звуки. Хубеев зашел на территорию перформанса: само действо оказалось не менее впечатляющим, чем его музыкальная составляющая.
А в завершение концерта прозвучал «Зов полярной звезды» Николая Попова. Звуковое изображение галлюцинаций, преследующих северных жителей, откликалось в световых вспышках на стенах зала и молниях, прорезавших экран для видеопроекций. Кульминация сочинения стала одновременно и эмоциональным пиком всего вечера. Мощные аккорды ансамбля превратились почти что в дабстеп, даром что действие разворачивалось в стенах консерватории. А визуальная составляющая напоминала не столько об академическом образце светомузыки — «Прометее» Александра Скрябина, сколько о современных клубных шоу. Что-что, а дух времени молодые композиторы чувствуют прекрасно.
(рецензия опубликована в "Известиях" от 03.02.2017)
03 февраля 2015, 09:31 Мультимедийный проект Сергей Уваров Есть в истории музыки такие композиторы, имена которых зачастую произносятся на одном дыхании с именем их современника: Бах и Гендель, Дебюсси и Равель, Булез и Штокхаузен... Понятно, что стилистически каждый из этих гениев очень сильно отличается от "напарника", но вот так сложилось. Наших молодых композиторов Николая Попова и Александра Хубеева тоже часто называют на одном дыхании - "Попов и Хубеев". Но тут уж дело не только случая и каких-то исторических закономерностей (войдут ли их имена в историю - покажет время, хотя мне кажется, что войдут). Они сами тому способствуют - мало того, что друзья и однокурсники, так еще и в творчестве их пути если не схожи, то, по крайней мере, имеют немало пересечений. Что, разумеется, не отменяет индивидуальность стиля каждого из них. "Дуэтный" концерт "Биомеханика", на котором произведения Попова и Хубеева чередовались, как раз и позволял наглядно увидеть сходства и одновременно различия их творческого облика.
Оба автора работают с электроникой; оба автора предпочитают сонорную, зачастую - шумовую звуковую ткань традиционной мелодике и гармонии; наконец, оба работают с современными видеохудожниками - отсюда и подзаголовок концерта: "Мультимедийный проект". Большинство прозвучавших произведений сопровождалось видеоартом. На этом сходства заканчиваются. Если же говорить о различиях, то музыка Хубеева на слух воспринимается как более сухая и аналитичная, Попов, наоборот, более эмоционален и "мелодичен" (если здесь уместно это слово - разумеется, имеется в виду не традиционная мелодия, а некая "над-мелодическая" сущность музыкальных фраз).
Из услышанных произведений отмечу "Шепот феникса" для альта соло Хубеева и ARTRA Попова с видеорядом Тодора Пожарева. "Шепот феникса" - виртуозная и очень эффектная (хотя по-хубеевски суховатая) вещь, корнями уходящая в Anthemes 2 Булеза (с обоих случаях солирующий струнный инструмент "говорит" совсем непривычным голосом благодаря электронике). ARTRA - впечатляющая композиция для ударных и электроники, пожалуй, одно из лучших произведений Попова (после "Песни Ульдры" - Коля, ты знаешь, как я ее люблю:)). Правда, видеоряд здесь уступал музыке и, как мне показалось, выглядел эстетически чуждо: "мультяшная" черно-белая нарочито плоская картинка плохо вяжется с очень "объемной" музыкой ARTRA. А вот "Стереофобия" Хубеева, наоборот, показалась очень удачной именно с точки зрения сочетания с видеорядом, который и сам по себе прекрасен.
И последнее, но, пожалуй, наиболее показательное. Все как-то привыкли, что концерты современной музыки, тем более молодых композиторов, интересны лишь узкой кучке ценителей, которые даже Рахманиновский зал не могут заполнить. Те, кто вчера пришел на "Биомеханику", смогли убедиться в том, что с подобными стереотипами надо прощаться, а заодно и стараться в следующий раз приходить хотя бы за полчасика до начала, потому что народу было столько, что не только сесть было негде, но и встать оказалось проблематично: люди стояли в проходах, вдоль стен, сидели на окнах. Настоящий аншлаг! В гардеробе РЗК даже закончились места (из-за чего многим пришлось стоять, держа в руках верхнюю одежду - и ничего, стояли, не ушли!). А это значит, как минимум, две вещи: во-первых, даже самая радикальная авангардная музыка сегодня имеет своего благодарного слушателя, и это вовсе не десяток маргиналов; во-вторых, те ребята, которые для нас, их однокурсников и друзей, были Колей и Сашей (да и остаются), сегодня уже состоявшиеся композиторы, чьи имена - Александр Хубеев и Николай Попов - могут собирать полные залы и создавать по-настоящему талантливые, мастерски сделанные произведения. Ну и третье: Московская консерватория, в стенах которой звучала вчера авангардная музыка Попова и Хубеева, демонстрировались видеопроекции современных художников, с полным правом может считаться не оплотом академизма (как утверждали недоброжелатели еще с момента ее основания и периодически утверждают вновь), а, наоборот, передовым учебно-концертным заведением, где вызревают и реализуются самые прогрессивные музыкальные тенденции, определяющие лицо музыки будущего.