Рецензии на мое творчество

09 октября 2015, 02:16 Концерт-презентация музыкального альбома "Песни без слов" Сергей Уваров 3 октября в камерном зале ММДМ состоялся сольный концерт композитора Мурата Кабардокова. Это уже не первый "сольник" Мурата в Москве - по крайней мере, я был еще на одном. Но тот концерт был существенно скромнее в плане помещения и количества публики. Здесь же Мурат не просто смог собрать камерный зал ММДМ, что для молодого композитора - несомненное достижение, но и убедил своим искусством устроить публику в конце стоячую овацию. Причем, за весь концерт я ни разу не видел, чтобы кто-то уходил. Это о многом говорит. Мурат умеет создавать музыку, которая нравится. Умеет нравиться публике сам (при несомненной скромности). И это в полной мере проявилось на субботнем концерте.
Поводом для концерта стал выход диска Мурата "Песни без слов". Точнее, диск вышел еще летом, но в Москве материал из этого альбома Мурат еще не играл, насколько мне известно. И вот, вместе с Клевер Квартетом Мурат (в качестве пианиста) сыграл произведения с диска и еще ряд сочинений для того же состава (фортепианного квинтета) - в том числе прекрасную обработку народной черкесской песни, которая стала, на мой взгляд, одной из жемчужин вечера.
Сам композитор говорит о программе "Песни без слов" как о более доступной и ориентированной на массовую публику, нежели его предыдущие академические произведения. Не без оснований - весь материал тональный, мелодичный, вполне можно его представить в качестве саундтрека к какому-нибудь фильму - и вовсе не обязательно к авангардному (напомню, что Мурат написал музыку к "Франкофонии" Сокурова). Тем не менее, на столь опасной для академического композитора территории Мурат умудряется не только не скатываться в дурновкусие, но и находить оригинальные краски и проявлять свою индивидуальность. Эта индивидуальность зиждется на его национальных корнях (Мурат - Народный Артист Кабардино-Балкарской республики). И речь даже не об использовании цитат (хотя, допускаю, что и они есть), но об интонациях, каких-то гармонических оборотах, которые сразу привносят (в очень умеренной дозе) национальный колорит и обостряют восприятие, как бы подстегивают слух слушателя (неизбежно расслабляющегося на тональной мелодичной музыке, на первый взгляд легко читаемой). При этом - прекрасная работа с фактурой, интересные тембровые находки (что в таком классическом составе сделать особенно непросто).
Отмечу также высокий уровень Кабардокова как пианиста. Это совсем не "композиторский пианизм" (в духе "зато сам"), а действительно филигранная, мастерская работа, хотя фортепианная партия там весьма непростая. Квартет, на мой взгляд, был чуть менее убедителен - мелкие огрехи были заметны. Впрочем, это уже придирки. Так что поздравляю Мурата с отличным выступлением и желаю ему скорейшего возвращения в столицу с новым сольником!
30 мая 2014, 22:44 Авторский вечер в Москве Сергей Уваров В Музее им. А. Н. Толстого состоялся концерт Мурата Кабардокова. К своим 28 годам Мурат уже добился немало - множество призов и побед на конкурсах, рецензии в прессе, наконец, звание Народного артиста Кабардино-Балкарии. В родной республике Мурата знают и ценят; Санкт-Петербург, где композитор живет и работает сегодня, тоже начинает потихоньку узнавать музыку Кабардокова (в частности, его пьеса прозвучала на очень резонансном концерте в Капелле им. Глинки в июле прошлого года (рассказ о концерте - здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=30&id=1260). Теперь же с творчеством Мурата в формате сольного концерта познакомилась и московская публика (прежде, насколько мне известно, "сольников" у композитора в столице не было - поправьте, если ошибаюсь).
В концерте прозвучало три произведения: "Пьесы для фортепиано по картинам Р. Цримова", "Ночь. Сюита для трепетного голоса и фортепиано" (на ст. Федерико Гарсиа Лорки) и "Черкесские танцы" (переложение для скрипки и фортепиано). "Ночь" и фрагменты из цикла фортепианных пьес есть на Splayn на странице Мурата (http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?user_id=1202&option=UserRecords&page=1), "Черкесские танцы" же я слышал впервые. И, должен сказать, это произведение доставило настоящее удовольствие: очень яркое, броское, свежее, эффектное, оно отлично подходит для завершения концерта. Очень любопытным оказалось и исполнение: за роялем был сам автор, а партию скрипки исполнила Фатима Лафишева, игравшая на точной копии скрипки XVII века (с жильными струнами). Поначалу казалось, что фольклоризм "Черкесских танцев" и барочный дух скрипки плохо сочетаются, но постепенно обаяние звучания сломало "интеллектуальный" заслон и обогатило произведение очень интересным подтекстом: появилось ощущение, что слушаешь подлинные старинные танцы в исполнении народных музыкантов южных горных республик (и это несмотря на вполне современную, местами европеизированную гармонию произведения). Национальные мотивы чувствовались и в двух других произведениях, причем, в цикле на стихи Лорки это интереснейшим образом сочеталось с элементами испанской музыки (или же лишь намеками на нее?). В этом произведении немало очень красивых мест - именно красивых (что для современной академической музыки, увы, редкость), но не приторной, а благородной красотой. Что же касается фортепианных пьес, то с точки зрения общей концепции это явный диалог с "Картинками с выставки" Мусоргского, но в деталях (гармония, мелодика) у автора были явно другие ориентиры. Поэтому произведение отнюдь не воспринимается как подражание - это вполне самобытное и зрелое высказывание. К слову, партию фортепиано и в пьесах, и в вокальной сюите исполнил сам автор.