Последние рецензии
03 февраля 2017, 16:12 Мультимедийный проект "Биомеханика 2.0" Сергей Уваров Скрежещущая и булькающая электроника сливается с «живыми» звуками струнных, баяна и ударных. Цветные световые всполохи выхватывают из темноты звукорежиссерский пульт, ноутбуки и микрофоны, а также недавно отреставрированные интерьеры Рахманиновского зала Московской консерватории. Мультимедийный проект «Биомеханика 2.0» Александра Хубеева и Николая Попова — нетипичный гость в этих стенах, но уже не чужой.
Два года назад первая «Биомеханика» вызвала настоящий ажиотаж: зрители сидели не только на креслах, но и на подоконниках. Правда, вход тогда был свободным. Теперь же организаторы решили установить небольшую плату. Публику это не отпугнуло: к началу первого отделения все места были заняты. Мероприятие заинтересовало и консерваторскую молодежь, и людей, далеких от классики. Первые пришли на Попова и Хубеева, ведущих российских авангардистов из поколения «миллениалов». Вторые — на светомузыкальное шоу. В исполнении каждой пьесы участвовал новый состав: от различных ансамблевых комбинаций (в мероприятии приняли участие коллективы «Студия новой музыки» и Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского) до солистов.
Сочетание живых и синтезированных звуков, их перерастание друг в друга — пожалуй, самое интересное в работах обоих авторов. У Хубеева звук графичный и шершавый, у Попова — более певучий и изысканный. Но принцип работы общий: композиторы создают аудиоландшафты, в которых старые знакомые вроде скрипки, флейты или баяна предстают в совершенно неожиданном амплуа, а шумы и всевозможные компьютерные всхлипы, всплески и взрывы становятся полноправной составляющей пусть и непривычной, но все же мелодики.
Несмотря на модную мультимедийную «обертку», эта музыка всё же непроста для восприятия: после антракта ряды зрителей изрядно поредели. И зря, потому что самое интересное было именно во втором отделении.
В произведении «Остров Возрождения: песня мертвого города» Александр Хубеев создал звуковой образ покинутого поселения, предложив музыкантам играть на «мусорных» конструкциях. Пустые бутылки и ведра, привязанные стальными лесками к столам и полу, под ударами смычков исторгали глухие пугающие звуки. Хубеев зашел на территорию перформанса: само действо оказалось не менее впечатляющим, чем его музыкальная составляющая.
А в завершение концерта прозвучал «Зов полярной звезды» Николая Попова. Звуковое изображение галлюцинаций, преследующих северных жителей, откликалось в световых вспышках на стенах зала и молниях, прорезавших экран для видеопроекций. Кульминация сочинения стала одновременно и эмоциональным пиком всего вечера. Мощные аккорды ансамбля превратились почти что в дабстеп, даром что действие разворачивалось в стенах консерватории. А визуальная составляющая напоминала не столько об академическом образце светомузыки — «Прометее» Александра Скрябина, сколько о современных клубных шоу. Что-что, а дух времени молодые композиторы чувствуют прекрасно.
(рецензия опубликована в "Известиях" от 03.02.2017)
04 августа 2016, 13:34 "Дополненная реальность" в работе педагога-музыканта Сергей Уваров Тема статьи находится на пересечении двух сфер — сольфеджийной педагогики и высоких технологий (IT). Надо заметить, что если междисциплинарность на гуманитарном поле (музыка/живопись, музыка/кинематограф, музыка/литература и т.п.) уже стала достаточно привычным явлением в научных исследованиях, то серьезные работы на стыке гуманитарного и технического знания — до сих пор редкость. Однако, технологии — это уже давно не только то, чем занимаются в НИИ и во всяких компьютерных компаниях, но и важная составляющая любого дела, абсолютно в любых сферах. Именно поэтому, на мой взгляд, статья М. Карасевой очень нужная, своевременная (можно даже сказать, о наболевшем) и, самое главное, написанная на очень высоком уровне по части анализа различных аппаратных и программных решений для обеспечения классных занятий. Статья, с одной стороны, очень практическая, конкретная, а с другой стороны, из практических советов, приведенных в ней, вытекают размышления о психологии восприятия учеников, тонкие наблюдения о взаимодействии между учениками и педагогами… Очень важно, что такая статья вышла в «Научном вестнике Московской консерватории», поскольку все эти вопросы — как выводить ноты для совместной работы студентов, как взаимодействовать с аппаратурой в классе и чем ее стоит дополнить — давно пора озвучить, причем именно в таком «академическом» формате — легитимизировать тему, которая кому-то может показаться приземленной.
09 апреля 2016, 15:22 Духовные скрепы Ярослав Судзиловский 27 марта в С-Петербурге МолОт СК РФ совместно с хором "Фестино" представил новую программу премьер музыки молодых композиторов разных стран. Для меня было очень ценным посещение этого мероприятия и крайне неожиданным по его результатам, с чем и хочется поделиться. Во-первых хочется от всей души поздравить хор Фестино, а также некоторых композиторов с премьерами- которые в совершенно блестящем исполнении мы могли прослушать в С-Петербурге в проекте- который назывался довольно сложно, спорно и в то же самое время интересно-потому как у каждого свой взгляд на этот вопрос, а именно- "ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ".
Хочется отметить высочайший профессионализм хора- и по мастерству исполнения и по художественному проживанию авторского материала.
Сегодня это один из лучших хоровых коллективов нашей страны. То, с какой легкостью ребята справляются с материалом, и потом сами голоса- от колоратурного сопрано до баса-профундо, само наличие их в хоре и в таком высоком качестве дает основание говорить о том, что данный коллектив едва ли не единственный молодой исполнительский организм в России с которым в принципе имеет смысл иметь дело. Поэтому- низкий поклон, самые теплые и искренние поздравления вам, друзья. Теперь несколько слов о музыке.
Так сложилось, что с самого утра мы с Артуром Зобниным увлеклись беседой о том, что по=факту на сегодняшний день очень размыты задачи композиторской профессии и что надо бы сделать уже водораздел между звуковым дизайном и композицией. Композитор- это гораздо более масштабное понятие, чем компновка различных звуков. Это пора уже понять. И вот- совершенно неожиданно для меня- этот воскресный и солнечный день стал в этом плане днем открытий, и я совершенно не ожидал, что из нашего утреннего разговора мы к вечеру реально сможем услышать ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ подход к композиции- включая вот те все задачи глобальности, смысла и прочего о которых мы говорили. Наряду с замечательными премьерами молодых авторов уже с большим опытом работы с хором- как например Ильи Демуцкого с его новым очень тонким и глубоким произведением, меня потрясла "Петербургская троица", которая кажется создает что-то принципиально отличное. С-Петербург сегодня, благодаря творчеству молодой группы композиторов новой генерации- является по-факту местом рождения того самого долгожданного нового современного русского искусства. Для меня- как создателя молодежного российского композиторского движения особенно приятно, что эти авторы- члены МолОта и мои друзья. Я был поражен силой сочиняемых работ петербургскими авторами. К слову- в Москве сегодня нет ничего похожего- и быть не может в принципе, из-за крайней провинциальности запроса- сегодняшняя Москва в культурном отношении, к сожалению город "вчерашнего дня"- город с каждой минутой отстающих шаблонов, авторской трусости и поголовной коммерции, из-за чего ходить на премьеры в Москве практически не имеет смысла-что я давно и не делаю. Однако Петербургская история- совершенно иного порядка и я впервые наверное за 8 лет, испытал настоящее потрясение до мурашек, до слез- находясь в зале и слушая музыку молодых авторов.
Конечно прежде всего стоит говорить о новой петербургской "Троице"- это Настасья Хрущева, Артур Зобнин и Иван Абрамов прежде всего. Искренне поздравляю авторов с премьерами и хотелось бы пару слов о каждой.
Безусловное открытие- Композитор Настасья Хрущева. Для всех нас автор давно знакомый, Я работаю с Хрущевой уже 7 лет, с 2009 года, когда Настасья возглавила первое отделение МолОта которое мы открыли- в С-Петербурге. Сегодня композитор Настасья Хрущева- является лидером молодой петербургской и именно русской концептуальной мысли, потому что она идет от своей природы в этом вопросе и это настолько сильно и убедительно, что становится вне критики. Я услышал именно в лице Насти того самого нового духовного лидера и выразителя самой идеи Актуальной новой русской музыки- вне конъюнктуры, вне заказа, чистой, открытой как первозданность природы. И именно она созвучна сегодня поколению людей до 30 лет- это то, чем реально люди живут и что думают. Ее новая партитура "Русские прописи"- не просто замечательное концептуальное сочинение- это манифест, как ни парадоксально звучит- очень глубоко русской, истинно патриотичной- в 100% любви к своей земле, языку, духовному началу, сквозь дикую боль, причем ,составляющей. Я понимаю реакцию интеллектуальной элиты сегодня на слово "патриотичный", которое замылено и опошлено до нельзя различными спорными историями и ситуациями, связанными с конъюнктурой и дилетантизмом в данном вопросе зачастую, так вот как раз-таки Хрущева нас этим сочинением заставляет вспомнить об истинном смысле этого слова- в любви к истокам своего языка- к примеру. Взяв за основу текст русских детских прописей- ( "жи-ши- пиши через "и", запиши правила и прочие)- текстовые попевки, Хрущева создала до боли пронзительное сочинение- как крик русской души, причем настолько откровенное и неожиданное- что я был шокирован этой партитурой. Сочинение при этом абсолютно русское по духу и мысли, и в то же время- совершенно петербургское- т.е. несгибаемой внутренней силы воли. Проблема родного языка - как духовное зерно каждого человека на земле-настолько остро поставлена композитором, что мы можем говорить о Хрущевой как о молодом лидере реально независимого, нарождающегося наконец-то национального русского современного искусства- актуального и нужного для русской публики. Это не жвачка с западных фестивалей, которую делают некоторые авторы у нас постоянно- и думают что они актуальны. Нет. "Русские прописи"- дают новый путь, я не побоюсь так сказать. Это и есть актуальное искусство молодого поколения- тот самый русский протест поколения, которому навязывают тот чудовищный мир маразма, в котором пребывает сегодняшнее человеческое общество, с его беспрецедентным падением интеллектуального уровня, нравов, образования, знания, задач самой цели человеческого существования и прочего- и как в пику всему этому- "русская пропись".. Я давно не испытывал настолько сильного энергетически ощущения от современного сочинения. Наверное что-то похожее в нашем искусстве было в последний раз в 70-е годы. "Русские прописи" реально захватывают до слез-потому что они про то, о чем думают все, про ту простоту с одной стороны и про ту боль осознания ее и сохранения ее внутри себя- с другой. Это новое русское слово в современном искусстве и я рад. что Настя Хрущева так уверенно идет по этому пути. Второй автор этой когорты- Артур Зобнин. Приницпиально иная музыка прозвучала от той, что я слышал ранее у Артура. Принципиально иной подход к звуку, его метафизике. Работа со временем, словом- все то, чего я так долго и безуспешно добиваюсь от московской молодежи нам дают петербургские авторы. И это делается композитором блестяще убедительно и очень необычно, особенно в хоровом изложении. Очень жду новых премьер Артура- как и насколько он сейчас находит свой уникальный путь в искусстве. От всего сердца мои поздравления. Третий представитель- Иван Абрамов. Эволюция мышления Абрамова происходит плавно уже около года- с сочинения Die Reise, но тот подход, который Абрамов сегодня представляет нам- также попадает в 10-ку, бьет именно в центр поставленного вопроса- это актуальная русская музыка- она жива, она про те энергетические моменты, которыми живет сегодня мыслящий русский человек- с его протестами, его поисками себя и его безусловной масштабностью. Приятно и неожиданно- что в чем-то Ваня идет от концепции Владимира Мартынова, и приятно- что начинает получаться наконец-то национальный музыкальный продукт. Не похожий, могущий удивлять. Словом, можно смело сказать, что 27 марта С-Петербург открыл в России новую главу молодой русской музыки. Мне особенно приятно, что это фундаментальная позиция авторов, это искусство имеющее цель, задачи и базис- оно убеждено в своем взгляде на мир. И от этого оно интересно. Большое спасибо С-Петербургу и нашим авторам за те шаги к изменению ситуации в российском современном искусстве, которые вы осуществляете.
08 декабря 2015, 19:28 "Überspiel" для валторны соло МолОт Произведение Дениса Писаревского Uberspiel для валторны соло было показано и обсуждено на 49-м Смотре МолОта в Москве, 26 ноября 2015 года. В обсуждении приняли участие члены Художественного совета Алексей Сюмак, Ярослав Судзиловский и Сергей Уваров, из зрителей высказались С. Ходыкин (УралМолОт) и С. Васильев (КарелМолОт).
Все высказавшиеся оценили произведение положительно. С. Уваров отметил оригинальность подхода к работе с солирующим инструментом, находки в нотации. А. Сюмак обратил внимание на театральность пьесы, большой потенциал для превращения ее в перформанс. Также Сюмак провел параллели с джазовой композицией. Я. Судзиловский предложил рекомендовать произведение к исполнению в рамках Четвертого транснационального фестиваля МолОта (ТрансФест). Предложение не вызвало возражений.
09 октября 2015, 02:16 Концерт-презентация музыкального альбома "Песни без слов" Сергей Уваров 3 октября в камерном зале ММДМ состоялся сольный концерт композитора Мурата Кабардокова. Это уже не первый "сольник" Мурата в Москве - по крайней мере, я был еще на одном. Но тот концерт был существенно скромнее в плане помещения и количества публики. Здесь же Мурат не просто смог собрать камерный зал ММДМ, что для молодого композитора - несомненное достижение, но и убедил своим искусством устроить публику в конце стоячую овацию. Причем, за весь концерт я ни разу не видел, чтобы кто-то уходил. Это о многом говорит. Мурат умеет создавать музыку, которая нравится. Умеет нравиться публике сам (при несомненной скромности). И это в полной мере проявилось на субботнем концерте.
Поводом для концерта стал выход диска Мурата "Песни без слов". Точнее, диск вышел еще летом, но в Москве материал из этого альбома Мурат еще не играл, насколько мне известно. И вот, вместе с Клевер Квартетом Мурат (в качестве пианиста) сыграл произведения с диска и еще ряд сочинений для того же состава (фортепианного квинтета) - в том числе прекрасную обработку народной черкесской песни, которая стала, на мой взгляд, одной из жемчужин вечера.
Сам композитор говорит о программе "Песни без слов" как о более доступной и ориентированной на массовую публику, нежели его предыдущие академические произведения. Не без оснований - весь материал тональный, мелодичный, вполне можно его представить в качестве саундтрека к какому-нибудь фильму - и вовсе не обязательно к авангардному (напомню, что Мурат написал музыку к "Франкофонии" Сокурова). Тем не менее, на столь опасной для академического композитора территории Мурат умудряется не только не скатываться в дурновкусие, но и находить оригинальные краски и проявлять свою индивидуальность. Эта индивидуальность зиждется на его национальных корнях (Мурат - Народный Артист Кабардино-Балкарской республики). И речь даже не об использовании цитат (хотя, допускаю, что и они есть), но об интонациях, каких-то гармонических оборотах, которые сразу привносят (в очень умеренной дозе) национальный колорит и обостряют восприятие, как бы подстегивают слух слушателя (неизбежно расслабляющегося на тональной мелодичной музыке, на первый взгляд легко читаемой). При этом - прекрасная работа с фактурой, интересные тембровые находки (что в таком классическом составе сделать особенно непросто).
Отмечу также высокий уровень Кабардокова как пианиста. Это совсем не "композиторский пианизм" (в духе "зато сам"), а действительно филигранная, мастерская работа, хотя фортепианная партия там весьма непростая. Квартет, на мой взгляд, был чуть менее убедителен - мелкие огрехи были заметны. Впрочем, это уже придирки. Так что поздравляю Мурата с отличным выступлением и желаю ему скорейшего возвращения в столицу с новым сольником!
07 апреля 2015, 22:56 "В поисках темы" - фантасмагория для почти дюжины исполнителей. МолОт На 41-м смотре Художественного совета МолОта было обсуждено произведение Дениса Писаревского "В поисках темы". Музыковед Сергей Уваров, подготовивший рецензию, отметил яркость, визуальность, присущие музыке Д. Писаревского. и отметил, что "В поисках темы" получилось одним из лучших произведений автора - цельным, выразительным и обладающим впечатляющей концовкой (с "прямыми", разошедшимися до крайних регистров). Также музыковед предложил композитору подумать над совместной работой с видеохудожниками, которые могли бы создать наглядный компьютерный видеоарт, облегчающий восприятие произведения широкой публикой. С этим тезисом согласились не все: многие из присутствующих отметили, что музыка выразительна сама по себе. Были и альтернативные предложения: так, член Худсовета Алексей Сюмак предложил использовать в качестве визуального образа взятые крупным планом струны скрипки или другого струнного инструмента ("параллельные прямые"). В целом произведение Дениса Писаревского вызвало исключительно положительную реакцию и присутствующих зрителей, и членов Худсовета.
03 февраля 2015, 09:31 Мультимедийный проект Сергей Уваров Есть в истории музыки такие композиторы, имена которых зачастую произносятся на одном дыхании с именем их современника: Бах и Гендель, Дебюсси и Равель, Булез и Штокхаузен... Понятно, что стилистически каждый из этих гениев очень сильно отличается от "напарника", но вот так сложилось. Наших молодых композиторов Николая Попова и Александра Хубеева тоже часто называют на одном дыхании - "Попов и Хубеев". Но тут уж дело не только случая и каких-то исторических закономерностей (войдут ли их имена в историю - покажет время, хотя мне кажется, что войдут). Они сами тому способствуют - мало того, что друзья и однокурсники, так еще и в творчестве их пути если не схожи, то, по крайней мере, имеют немало пересечений. Что, разумеется, не отменяет индивидуальность стиля каждого из них. "Дуэтный" концерт "Биомеханика", на котором произведения Попова и Хубеева чередовались, как раз и позволял наглядно увидеть сходства и одновременно различия их творческого облика.
Оба автора работают с электроникой; оба автора предпочитают сонорную, зачастую - шумовую звуковую ткань традиционной мелодике и гармонии; наконец, оба работают с современными видеохудожниками - отсюда и подзаголовок концерта: "Мультимедийный проект". Большинство прозвучавших произведений сопровождалось видеоартом. На этом сходства заканчиваются. Если же говорить о различиях, то музыка Хубеева на слух воспринимается как более сухая и аналитичная, Попов, наоборот, более эмоционален и "мелодичен" (если здесь уместно это слово - разумеется, имеется в виду не традиционная мелодия, а некая "над-мелодическая" сущность музыкальных фраз).
Из услышанных произведений отмечу "Шепот феникса" для альта соло Хубеева и ARTRA Попова с видеорядом Тодора Пожарева. "Шепот феникса" - виртуозная и очень эффектная (хотя по-хубеевски суховатая) вещь, корнями уходящая в Anthemes 2 Булеза (с обоих случаях солирующий струнный инструмент "говорит" совсем непривычным голосом благодаря электронике). ARTRA - впечатляющая композиция для ударных и электроники, пожалуй, одно из лучших произведений Попова (после "Песни Ульдры" - Коля, ты знаешь, как я ее люблю:)). Правда, видеоряд здесь уступал музыке и, как мне показалось, выглядел эстетически чуждо: "мультяшная" черно-белая нарочито плоская картинка плохо вяжется с очень "объемной" музыкой ARTRA. А вот "Стереофобия" Хубеева, наоборот, показалась очень удачной именно с точки зрения сочетания с видеорядом, который и сам по себе прекрасен.
И последнее, но, пожалуй, наиболее показательное. Все как-то привыкли, что концерты современной музыки, тем более молодых композиторов, интересны лишь узкой кучке ценителей, которые даже Рахманиновский зал не могут заполнить. Те, кто вчера пришел на "Биомеханику", смогли убедиться в том, что с подобными стереотипами надо прощаться, а заодно и стараться в следующий раз приходить хотя бы за полчасика до начала, потому что народу было столько, что не только сесть было негде, но и встать оказалось проблематично: люди стояли в проходах, вдоль стен, сидели на окнах. Настоящий аншлаг! В гардеробе РЗК даже закончились места (из-за чего многим пришлось стоять, держа в руках верхнюю одежду - и ничего, стояли, не ушли!). А это значит, как минимум, две вещи: во-первых, даже самая радикальная авангардная музыка сегодня имеет своего благодарного слушателя, и это вовсе не десяток маргиналов; во-вторых, те ребята, которые для нас, их однокурсников и друзей, были Колей и Сашей (да и остаются), сегодня уже состоявшиеся композиторы, чьи имена - Александр Хубеев и Николай Попов - могут собирать полные залы и создавать по-настоящему талантливые, мастерски сделанные произведения. Ну и третье: Московская консерватория, в стенах которой звучала вчера авангардная музыка Попова и Хубеева, демонстрировались видеопроекции современных художников, с полным правом может считаться не оплотом академизма (как утверждали недоброжелатели еще с момента ее основания и периодически утверждают вновь), а, наоборот, передовым учебно-концертным заведением, где вызревают и реализуются самые прогрессивные музыкальные тенденции, определяющие лицо музыки будущего.
11 января 2015, 20:59 "Русские песни" концерт для хора на слова Алексея Кольцова Алексей Чернов Еще раз поздравляю Андрея с отличным опусом!

Честно говоря, хоры и эпос, Свиридов, Гаврилин и вся эта линия в музыке - совсем не мое. Я как композитор вряд ли когда-нибудь вообще обращусь к подобной теме. (Хотя кто знает, куда занесет - жизнь долгая.) Да и как у слушателя у меня нет никакой привязанности к такого типа музыке.

Но, надо признать, этот концерт Андрея меня впечатлил!
Яркость и броскость материала при некоторой `навороченности` что ли (все эти находки с петухами, постукиваниями, шепотами, разговорами и глиссандо) но при этом еще при лаконичности и демократичности восприятия создают что-то в своем симбиозе, чего я, пожалуй, прежде не слышал. Очень самобытный и талантливый опус!

Особенно порадовала Русская песня. Правда ее как раз оказалось немножко мало, еще бы там куплет один и было бы здорово (за счёт сокращения последующей колыбельной). Ну и конечно более легкое сопрано (с чистой интонацией) там не помешало бы... (это я про исполнение.)
На самом деле в той или иной степени все номера порадовали и в некоторых местах приятно удивили!
Хотя и какие-то вопросы возникали в ходе прослушивания по мелочам... Но их скорее хотелось списать на недостатки исполнения.
Кстати, исполнение тоже вполне адекватное вышло, из той серии, что `можно выложить`
С чем тоже отдельно поздравляю!
12 декабря 2014, 03:27 Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы Сергей Уваров Фантастический подарок сделал всем музыкантам и людям, интересующимся культурой и историей, Михаил Александрович Сапонов. Монография "Менестрели" теперь доступна целиком и абсолютно бесплатно - на Splayn. Писать рецензию на эту книгу, на самом деле, довольно странно, поскольку все специалисты ее прекрасно знают, и высочайшую оценку профессионального сообщества она уже давно получила. Поэтому мой текст - даже не рецензия, а, скорее, "заметки на полях" и советы тем, кто по какой-то причине еще с этим трудом не знаком. Ну и выражение личного отношения к этому труду. Это отношение усиливается тем, что некоторые ключевые идеи и факты из "Менестрелей" я слышал в исполнении автора "вживую" - на первом курсе консерватории. С тех пор прошло восемь лет, но впечатления по-прежнему яркие.
Прежде всего, лично для меня "Менестрели" - образец того, как надо писать об истории музыки, да и вообще о любом историко-культурологическом вопросе. Это сочный, красочный, увлекательный рассказ, при этом невероятно насыщенный самыми разными подробностями - от общеисторических до узкоспециальных-музыкальных и лингвистических. А еще - язык. У людей, которые много пишут, бывают такие моменты, когда чувствуешь некое лексическое истощение, "словесную усталость". Это норма, если такая "усталость" - кратковременная. И побороть ее можно довольно быстро - достаточно немного почитать какую-то образцовую с точки зрения языка книгу. У меня такую роль играют "Менестрели" и том Набокова.
Второй момент. "Менестрели" абсолютно переворачивают представления, сложившиеся "благодаря" навязываемым еще со школы и затем в масс-культуре стереотипам о "темном Средневековье". Мол, пылали костры инквизиции, все талантливое подавлялось, а музыкальная жизнь ограничивалась тем, что скучные фанатики-монахи в темных рясах бубнили григорианские хоралы. Книга "Менестрели" не просто изящно опровергает это, но создает перед нами совершенно новый мир - бесконечно разнообразный и богатый в плане культурных проявлений. Кстати, в этом мире можно увидеть некоторые параллели с современной музыкальной средой: передвижные представления Мадонны, включающие самые разные элементы шоу и основанные на устной музыкальной исполнительской традиции (сомневаюсь, что существуют ноты песен Hung Up или Like a Virgin, а если и есть, то М видела их) - чем не жонглерские представления на площадях средневековых городов (да простит меня автор книги за столь вольное сравнение)? То же самое - и с инструментарием. Разнообразие средневековых инструментов, пока еще не втиснутое во "фрак" стандартизированного симфонического состава и даже более свободного барочного оркестра, - чем не россыпь современных электронных тембров, индивидуальных для каждой новой композиции?
И третий момент: масштаб. Существует много отличных книг про отдельных творцов, про какие-то стили и направления, про историю тех или иных инструментов или музыкальных традиций, но мало кому удавалось в одном труде (кстати, не сказать, что чрезмерно "распухшем" по количеству страниц) охватить целую эпоху, несколько веков! И рассказать при этом не поверхностные основы, а копнуть сразу максимально глубоко. Честно говоря, кроме "Менестрелей" мне даже не приходит в голову другого такого примера (речь о работах по истории музыки). Может быть, тот факт, что "Менестрели" теперь доступны в электронном виде, поможет увидеть эту работу музыковедам и историкам из самых разных уголков страны - и вдохновит их на то, чтобы сделать нечто подобное. И это будет еще один пример влияния "Менестрелей" на науку - помимо определяющего значения этого труда для медиевистики (кажется, сегодня невозможна ни одна культурологическая работа по медиевистике без ссылки на "Менестрелей").
30 мая 2014, 22:44 Авторский вечер в Москве Сергей Уваров В Музее им. А. Н. Толстого состоялся концерт Мурата Кабардокова. К своим 28 годам Мурат уже добился немало - множество призов и побед на конкурсах, рецензии в прессе, наконец, звание Народного артиста Кабардино-Балкарии. В родной республике Мурата знают и ценят; Санкт-Петербург, где композитор живет и работает сегодня, тоже начинает потихоньку узнавать музыку Кабардокова (в частности, его пьеса прозвучала на очень резонансном концерте в Капелле им. Глинки в июле прошлого года (рассказ о концерте - здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=30&id=1260). Теперь же с творчеством Мурата в формате сольного концерта познакомилась и московская публика (прежде, насколько мне известно, "сольников" у композитора в столице не было - поправьте, если ошибаюсь).
В концерте прозвучало три произведения: "Пьесы для фортепиано по картинам Р. Цримова", "Ночь. Сюита для трепетного голоса и фортепиано" (на ст. Федерико Гарсиа Лорки) и "Черкесские танцы" (переложение для скрипки и фортепиано). "Ночь" и фрагменты из цикла фортепианных пьес есть на Splayn на странице Мурата (http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?user_id=1202&option=UserRecords&page=1), "Черкесские танцы" же я слышал впервые. И, должен сказать, это произведение доставило настоящее удовольствие: очень яркое, броское, свежее, эффектное, оно отлично подходит для завершения концерта. Очень любопытным оказалось и исполнение: за роялем был сам автор, а партию скрипки исполнила Фатима Лафишева, игравшая на точной копии скрипки XVII века (с жильными струнами). Поначалу казалось, что фольклоризм "Черкесских танцев" и барочный дух скрипки плохо сочетаются, но постепенно обаяние звучания сломало "интеллектуальный" заслон и обогатило произведение очень интересным подтекстом: появилось ощущение, что слушаешь подлинные старинные танцы в исполнении народных музыкантов южных горных республик (и это несмотря на вполне современную, местами европеизированную гармонию произведения). Национальные мотивы чувствовались и в двух других произведениях, причем, в цикле на стихи Лорки это интереснейшим образом сочеталось с элементами испанской музыки (или же лишь намеками на нее?). В этом произведении немало очень красивых мест - именно красивых (что для современной академической музыки, увы, редкость), но не приторной, а благородной красотой. Что же касается фортепианных пьес, то с точки зрения общей концепции это явный диалог с "Картинками с выставки" Мусоргского, но в деталях (гармония, мелодика) у автора были явно другие ориентиры. Поэтому произведение отнюдь не воспринимается как подражание - это вполне самобытное и зрелое высказывание. К слову, партию фортепиано и в пьесах, и в вокальной сюите исполнил сам автор.