В сторону “новой целостности”: интертекстуальность – поставангард – постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ-начала XXI века

Рейтинг материала:192
 
Количество просмотров: 192
Название материалаВ сторону “новой целостности”: интертекстуальность – поставангард – постмодернизм в музыкальном искусстве второй половины ХХ-начала XXI века Название главы или разделаНе указано
АвторыВладимир Чинаев, Владимир Чинаев Год написания / публикации2018
Тип материалаНаучная статья Издательство / СМИНе указано
КомментарийСтатья посвящена анализу характерных стилевых признаков музыкального постмодернизма. Обладая чертами общности с идеями поставангарда (отказ от жестко структурированных техник композиции, сближение с поп-культурой, «анонимность» автора и др.), новая музыкальная эстетика основывается на принципе интертекстуальности. Свободная ассимиляция исторических стилей, игра разными жанровыми и смысловыми дискурсами, полистилистика определяют общую поэтику постмодернистских композиций. В данном исследовании поставлена цель выявить действие принципов интертекстуальности в разных композиторских манерах. Выясняется, как в индивидуальных творческих концепциях постмодернистский феномен интертекстуальности проявляется в самом широком спектре приемов и композиционных решений: от прямой цитатности и коллажа («Симфония» Л.Берио, «Гимны» и «Короткие волны» К. Штокхаузена) до изощренной системы аллюзий и реминисценций (Третья симфония А.Шнитке), от минималистских перифраз и провокативного контекста «знакомой» музыки (А.Рабинович, А.Кнайфель) до парадоксальных интерпретаций «чужого» материала как авторского (В.Сильвестров). Идея «новой целостности» (В.Сильвестров), её поиск и утверждение намечают возможную перспективу развития музыкального творчества.
Комментарии (0)