Блог

Lesson 13

15 декабря 2017, 11:37 «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?»
«Знали бы вы, сколько Моцартов мешают раствор на стройках!»

«Политика», «Поэтика», «Физика», «Этика», «Риторика», «Аналитика» – это далеко не полный список книг Аристотеля, жившего более чем две тысячи лет назад. А хоть бы и сто лет назад жившего, он бы нашел собеседников столь же широко развитых и мыслящих. Сто лет назад.
А потом, некий колченогий ум исхитрился своим костылем залезть в рассудки людей. Там он все перемешал по-своему: одни понятия подменил другими; вместо незыблемых ценностей запротоколировал то, о чем раньше приличный человек и подумать стеснялся; и главное – объявил, что все слишком сложно... что следует все упростить, и вовсе незачем человеку что-либо знать и понимать, что достаточно того, чтобы человек вовремя поел и купил то, что ему так грамотно и красочно разрекламировали.
Люди прежнего поколения, разумеется, так просто не сдались. Они следовали традициям (в самом широком смысле этого слова). Однако колченогий ум посмеялся над традициями: «Традиции – это пережиток прошлого», – заявил он. И вот ведь проныра... знал, шельмец, что пока воспитанное иначе поколение будет бороться с неприемлемыми новшествами, молодежь радостно пойдет по пути тотального упрощения. Причина вполне биологическая: мозг работать не хочет – это тяжелый и энергоемкий труд; мозг хочет кратчайшими путями, используя как можно меньше энергии, поесть, расслабиться и перейти к вопросам репродукции.
Резюме? Резюме простое как спичка – мы, стесняясь и страшась задеть, закрепленные уставом колченогого ума, чувства и потребности детей, всячески оберегаем их от напряжения, перегрузки, и в целом каких бы то ни было неприятных ощущений, связанных с образованием. Следствие? Оно такое же очевидное – мы деградируем; мы теряем Моцартов.
В его, Моцарта, время, издавалась Энциклопедия в виде 17-ти томов с 60 000 статей, 11-ю томами иллюстраций, с участием 150 авторов, в числе которых Дидро, Руссо, Вольтер и д'Аламбер; главная мысль которой была такова: знание есть ключ к власти, синтез знаний – орудие просвещенного мнения, главенство разума во всем, необходимость подлинно научного духа, что позволит лучше понять законы природы, и помочь каждому индивидууму и человечеству в целом, достичь состояния счастья.
Лозунг современности – это искусственный интеллект, который даст возможность людям в полном объеме наслаждаться пищей и репродукцией, окончательно избавившись от такого досадного приложения, как ум.
По правде сказать, я не знаю, можно ли повернуть назад, к образу человека, воспетого классиками. Инерция общества, искушенного изобретательностью колченогого ума, колоссальна. Однако можно попробовать. И я верю, что если каждый из тех, кто еще способен на это, сделает все, что в его силах, то что-то непременно получится.
А для начала можно попробовать допустить предположение, что наш ученик – это юный Моцарт; да, выросший в другой среде (не на книгах Дидро и Руссо, а на электронных гаджетах), но оттого не сделавшийся менее одаренным. И учить его надо как Моцарта. Не получилось? – значит не Моцарт; можно пробовать дальше. Главное не принимать его заранее как испорченный плод участия колченогого ума в развитии нашей цивилизации.

Следующий цикл наших уроков посвящен музыке барокко и классицизма. Здесь, вне всякого сомнения, следовало бы взять аутентичные образцы и поместить их в курс. Тем не менее, исключительно для чистоты эксперимента, я сам написал стилизации музыки тех эпох. Начнем с раннего барокко, представим себе лютню и менестреля; познакомим нашего ученика с мелодикой и характерными ритмами той культуры, расскажем об особенностях исполнения на лютне и о полифонической фактуре.
Ноты: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1815
Аудио: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=RecordInfo&user_id=4367&record_id=4127
Комментарии (0)