Блог

Lesson 10

04 декабря 2017, 11:01 Одни рассказывают про Слона и Моську:

«По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им».

Соответственно: длинная нота – это Слон, короче – зеваки, еще короче – Моська.
Далее по тексту, Моська действует следующим образом:

«Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним».

Этот пункт музыкальные теоретики опускают, будучи не в силах провести убедительные аллегории.
Представители других направлений мысли разработали, чураясь семантики и опираясь только на семиотику, искусственный «птичий» язык: тили-шмили-мули-були... особенно потешным в их языке выглядит пауза – ребенок разводит руки в стороны и зачем-то молча выпучивает глаза (вероятно срабатывает некий рефлекс, сродни тому, что нельзя чихнуть с открытыми глазами).
Мне (и это в высшей степени субъективно) нравятся взгляды той немногочисленной группы исследователей, которые говорят о Джинне, сидящем в бутылке:
«Джинн, за тысячи лет заключения, разработал систему коммуникации с внешним миром, основанную на простых ритмических постукиваниях (принцип азбуки Морзе) и сложных ритмоформулах (необходимых для донесения более развернутых философских концепций)».
Рядом с бутылкой, в которой томится общительный Джинн, круглосуточно дежурит специалист, записывающий послания духа. Побочным следствием расшифровок этих монологов стало появление наблюдаемого обилия разнообразных ритмов в музыкальной культуре.
С информативной точки зрения, наилучшие для понимания характеристики понятий метра, ритма и темпа дает Википедия:
«Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Ее можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий – минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые – относительно сильные доли, а самые толстые – сильные доли. По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки. Длительность нот можно задать в относительных единицах: этот звук – отрезок длиной в четыре клетки, а этот в две. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм. Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. Понятие темпа характеризует уже не относительную, а абсолютную длительность метрических единиц; выражается он, например, в количестве четвертных долей в минуту».
Исчерпывающее объяснение.

К десятому уроку мы уже вдоволь наигрались арпеджио, научились обращаться с мелодией и познакомились с блюзом, стараясь его не играть, а рассказывать. Теперь можно уделить особое внимание ритму. В качестве примера, я выбрал босса нову – ее характерный синкопированный ритм, на мой взгляд, создаст замечательные (и вполне преодолимые) сложности для ученика; овладев этим ритмом, он поднимется на новую ступень своего музыкального развития.
Ноты – http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1811
Аудио – http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=RecordInfo&user_id=4367&record_id=4115
Происхождение названия «bossa nova» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать как «новая фишка», «новый стиль».
Комментарии (0)