Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
17

Рецензии на творчество участников

09 января 2019, 00:28 «От там-тама до органа» Сергей Уваров В Малом зале Московской консерватории прошел необычный концерт. Точнее, для МГК это уже традиция — детские абонементы Дениса Писаревского там идут уже давно, но для зрителей, непривычных к экспериментам с форматом концертов, это могло быть в новинку. Звучание живой музыки (причем, очень оригинально отобранной) здесь сочеталось с просветительским конферансом автора проекта, викториной для детей и даже демонстрацией мультфильма.
Программа была выстроена вокруг знакомства с инструментами. Героями дня стали орган, клавесин, фортепиано и там-там. На первых двух играл сам Писаревский, на фортепиано — Елизавета Данилина, а на там-таме — Павел Бессонов. Исполнив органное произведение Перселла Voluntary, Писаревский не только рассказал и о композиторе, и о самом сочинении в доступной для широкой публики (в том числе детской) форме, но и показал мультфильм, наглядно показывающий строение органа. Кстати, несмотря на то, что в Voluntary не задействуется педальная клавиатура, там очень эффектно демонстрируется многообразие тембров органа.
В свою очередь, в клавесинной сюите Рамо можно было оценить жанровое разнообразие этого инструмента, «потенциал» которого многие недооценивают, а в «Острове радости» Дебюсси зрители могли насладиться фортепианными красками. Но фаворитом юных зрителей (сужу по собственному сыну) стал финальный номер — композиция Татьяны Чудовой для там-тама соло. Исполнитель орудовал десятком палочек, извлекая из простого, казалось бы, инструмента целый спектр звуков и сопровождая это элементами актерского перформанса (обычно это называют инструментальным театром).
А после небольшой викторины, где зрителям было предложено угадать инструменты по их звучанию, на сцену вышел камерный оркестр Leggiero (художественный руководитель и главный дирижер – Джереми Уолкер), исполнивший произведения Дебюсси и Холста. Таким образом, вся программа детского концерта была сосредоточена на музыке старинной и пост-романтической. Причем, «хитов» там не было (а интересно — даже детям — было). И аплодисменты между частями произведений наглядно свидетельствовали о том, что Денису Писаревскому и его коллегам удалось привлечь в консерваторию совсем не-консерваторскую публику. Так что просветительская миссия была выполнена сполна.
13 ноября 2018, 01:36 Olivier Hanot I really do like this kind of minimal piano music! The atmosphere of the piece – a very short piece - is mysterious, ethereal, intangible, one might believe that it comes from another world. It sounds a bit like Arvo Part: "Variations for the Healing of Arinushka", or "Fur Alina". It also makes me think of a prelude by Scriabin. With a music box style to it, too.
I don't know how come we don't see the keys being pressed, but I think that the lid that's slowly and very gradually closing itself towards the end of the piece is a very nice finishing touch!
04 августа 2016, 13:34 "Дополненная реальность" в работе педагога-музыканта Сергей Уваров Тема статьи находится на пересечении двух сфер — сольфеджийной педагогики и высоких технологий (IT). Надо заметить, что если междисциплинарность на гуманитарном поле (музыка/живопись, музыка/кинематограф, музыка/литература и т.п.) уже стала достаточно привычным явлением в научных исследованиях, то серьезные работы на стыке гуманитарного и технического знания — до сих пор редкость. Однако, технологии — это уже давно не только то, чем занимаются в НИИ и во всяких компьютерных компаниях, но и важная составляющая любого дела, абсолютно в любых сферах. Именно поэтому, на мой взгляд, статья М. Карасевой очень нужная, своевременная (можно даже сказать, о наболевшем) и, самое главное, написанная на очень высоком уровне по части анализа различных аппаратных и программных решений для обеспечения классных занятий. Статья, с одной стороны, очень практическая, конкретная, а с другой стороны, из практических советов, приведенных в ней, вытекают размышления о психологии восприятия учеников, тонкие наблюдения о взаимодействии между учениками и педагогами… Очень важно, что такая статья вышла в «Научном вестнике Московской консерватории», поскольку все эти вопросы — как выводить ноты для совместной работы студентов, как взаимодействовать с аппаратурой в классе и чем ее стоит дополнить — давно пора озвучить, причем именно в таком «академическом» формате — легитимизировать тему, которая кому-то может показаться приземленной.
08 декабря 2015, 19:28 "Überspiel" для валторны соло МолОт Произведение Дениса Писаревского Uberspiel для валторны соло было показано и обсуждено на 49-м Смотре МолОта в Москве, 26 ноября 2015 года. В обсуждении приняли участие члены Художественного совета Алексей Сюмак, Ярослав Судзиловский и Сергей Уваров, из зрителей высказались С. Ходыкин (УралМолОт) и С. Васильев (КарелМолОт).
Все высказавшиеся оценили произведение положительно. С. Уваров отметил оригинальность подхода к работе с солирующим инструментом, находки в нотации. А. Сюмак обратил внимание на театральность пьесы, большой потенциал для превращения ее в перформанс. Также Сюмак провел параллели с джазовой композицией. Я. Судзиловский предложил рекомендовать произведение к исполнению в рамках Четвертого транснационального фестиваля МолОта (ТрансФест). Предложение не вызвало возражений.
12 декабря 2014, 03:27 Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы Сергей Уваров Фантастический подарок сделал всем музыкантам и людям, интересующимся культурой и историей, Михаил Александрович Сапонов. Монография "Менестрели" теперь доступна целиком и абсолютно бесплатно - на Splayn. Писать рецензию на эту книгу, на самом деле, довольно странно, поскольку все специалисты ее прекрасно знают, и высочайшую оценку профессионального сообщества она уже давно получила. Поэтому мой текст - даже не рецензия, а, скорее, "заметки на полях" и советы тем, кто по какой-то причине еще с этим трудом не знаком. Ну и выражение личного отношения к этому труду. Это отношение усиливается тем, что некоторые ключевые идеи и факты из "Менестрелей" я слышал в исполнении автора "вживую" - на первом курсе консерватории. С тех пор прошло восемь лет, но впечатления по-прежнему яркие.
Прежде всего, лично для меня "Менестрели" - образец того, как надо писать об истории музыки, да и вообще о любом историко-культурологическом вопросе. Это сочный, красочный, увлекательный рассказ, при этом невероятно насыщенный самыми разными подробностями - от общеисторических до узкоспециальных-музыкальных и лингвистических. А еще - язык. У людей, которые много пишут, бывают такие моменты, когда чувствуешь некое лексическое истощение, "словесную усталость". Это норма, если такая "усталость" - кратковременная. И побороть ее можно довольно быстро - достаточно немного почитать какую-то образцовую с точки зрения языка книгу. У меня такую роль играют "Менестрели" и том Набокова.
Второй момент. "Менестрели" абсолютно переворачивают представления, сложившиеся "благодаря" навязываемым еще со школы и затем в масс-культуре стереотипам о "темном Средневековье". Мол, пылали костры инквизиции, все талантливое подавлялось, а музыкальная жизнь ограничивалась тем, что скучные фанатики-монахи в темных рясах бубнили григорианские хоралы. Книга "Менестрели" не просто изящно опровергает это, но создает перед нами совершенно новый мир - бесконечно разнообразный и богатый в плане культурных проявлений. Кстати, в этом мире можно увидеть некоторые параллели с современной музыкальной средой: передвижные представления Мадонны, включающие самые разные элементы шоу и основанные на устной музыкальной исполнительской традиции (сомневаюсь, что существуют ноты песен Hung Up или Like a Virgin, а если и есть, то М видела их) - чем не жонглерские представления на площадях средневековых городов (да простит меня автор книги за столь вольное сравнение)? То же самое - и с инструментарием. Разнообразие средневековых инструментов, пока еще не втиснутое во "фрак" стандартизированного симфонического состава и даже более свободного барочного оркестра, - чем не россыпь современных электронных тембров, индивидуальных для каждой новой композиции?
И третий момент: масштаб. Существует много отличных книг про отдельных творцов, про какие-то стили и направления, про историю тех или иных инструментов или музыкальных традиций, но мало кому удавалось в одном труде (кстати, не сказать, что чрезмерно "распухшем" по количеству страниц) охватить целую эпоху, несколько веков! И рассказать при этом не поверхностные основы, а копнуть сразу максимально глубоко. Честно говоря, кроме "Менестрелей" мне даже не приходит в голову другого такого примера (речь о работах по истории музыки). Может быть, тот факт, что "Менестрели" теперь доступны в электронном виде, поможет увидеть эту работу музыковедам и историкам из самых разных уголков страны - и вдохновит их на то, чтобы сделать нечто подобное. И это будет еще один пример влияния "Менестрелей" на науку - помимо определяющего значения этого труда для медиевистики (кажется, сегодня невозможна ни одна культурологическая работа по медиевистике без ссылки на "Менестрелей").
12 октября 2013, 16:19 "Музыка на замерзшей воде" - "Frozen Water Music" (по мотивам Музыки на воде Генделя) Сергей Уваров Молодой композитор и органист Денис Писаревский - член молодежного отделения Союза композиторов (МолОт) и одна из самых заметных фигур из ныне учащихся в консерватории. Недавно в консерватории был исполнен его масштабный вокально-инструментальный перформанс "Хармсфония" (фрагменты видеозаписи этого произведения Денис опубликовал на Splayn), кроме того, произведения Дениса регулярно играют различные солисты. Представленная здесь запись - исполнение пианисткой Саори Тесима "Музыки на замерзшей воде". Это остроумный и яркий авангардный парафраз на генделевскую "Музыку на воде". Как известно, Гендель писал свою "Музыку на воде" для примирения с королем Георгом I (George I), который еще будучи курфюрстом Ганновера пригласил Генделя работать у себя. Но вскоре Генделю наскучило при дворе курфюрста и захотелось громких оперных побед в Лондоне. Поэтому он просто сбежал, воодушевленный успехом "Ринальдо". Гендель, разумеется, не предполагал, что вскоре королева Анна скончается, и английский престол займет как раз-таки немец Георг (из-за закона о престолонаследии, отсекавшего всех католиков, которые имели больше прав на престол, чем протестант Георг). Въехавший в Лондон король был, понятное дело, зол на Генделя. И тот решил очаровать короля своей музыкой. Поэтому во время прогулки короля посадил музыкантов на лодки, где они играли написанные для этого оркестровые сюиты Water Music.
Возвращаясь к произведению Дениса, можно сказать, что название очень точно отражает содержание: вместо мягкой генделевской "водной" ткани струнных мы слышим здесь ледяной блеск фортепиано, а благозвучные гармонии Барокко рассыпаются, как осколки льда, и застывают в причудливых авангардных позах.
14 сентября 2013, 23:38 Современное сольфеджио. Ч. 3 Ольга Кузнецова Ролик с удивительной, невероятно трансовой атмосферой. Слушаешь, постепенно погружаясь в какое-то свое состояние, расслабляешься..И вдруг наступает резкая "триллерная концовка". Не знаю, как другим, но мне даже удалось испугаться. У автора получилась очень эффектная миниатюра!