Блог

Lesson 12

12 декабря 2017, 10:54 Сначала еще парочка цитат про блюз:
«Никто не поверит, что это блюз, если на вас костюм. Разве что вы старый черный и спали в нем»;
«Мужская лысина – это не блюз. А женская – да. Сломать ногу, катаясь на лыжах – это не блюз. Другое дело, если вы сломали ногу, когда вами подавился аллигатор»;
«Подходящие блюзовые имена для женщин: Сэйди, Большая Мама, Бесси. Для мужчин: Джо, Вилли, Малыш Вилли, Большой Вилли. Люди с именами вроде Мишель, Амбер, Дебби и Хизер не могут петь блюз вне зависимости от того, как много людей они застрелили в Мемфисе».
Здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=905&user_id=4367, мы подробно останавливались на том, как играть блюз; мы решили, что: «не надо играть, на гитаре не играют, – говори; в твоем исполнении прозвучит либо омузыкаленная речь, либо обреченная музыка».
Всю вторую часть курса «Guitar mon amour» (http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogsList&tag=lessons) мы учились интонировать, дышать музыкой, музыкой разговаривать: плакать, смеяться и убеждать. Мы познакомились с ритмом bossa nova. Наша музыкальная культура и интеллект (как прямое следствие) существенно эволюционировали; об этом здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=902&user_id=4367.
Я напомню, что наш курс состоит из 48 уроков (по пять в цикле) и восьми обобщений (после каждой пятерки). Первая пятерка была посвящена начальному овладению инструментом: арпеджио и несложным мелодиям; вторая – блюзу и босса нове.
Сегодня двенадцатый урок, а стало быть обобщение пройденного материала. Мои ученики, Вацлав и Милада, развиваются не одинаково и музыкальные предпочтения у них разные (это и естественно – у мальчика одни, а у девочки другие). Это обстоятельство натолкнуло меня на идею написать две книги: «Гитара для мальчиков» и «Гитара для девочек»; но это будет позже, сначала я закончу «Guitar mon amour».

Вацлав в блюзе преуспел. Мы с Миладой придумали ему «блюзовое имя» – Вацлав, который живет на крыше...
... – Почему на крыше? – он хотел что-то вроде большого или маленького Джо.
- Ну... потому, что крыша – это блюзовое место. Как должно быть здорово сидеть на крыше и играть блюз, а?
Мы решили, что по аналогии с фортепиано, блюз лучше играть на немного расстроенной гитаре, это придает звучанию шарм и «делает чувства еще глубже», – это слова Вацлава.

Милада предпочитает музыку классического направления. Пьесы с арпеджио из начальных уроков курса ей нравятся больше, чем «эта тихая истерика и расстройство», – ее слова. Пришлось специально для Милады сочинить параллельную линию, в которой общемузыкальные задачи схожи, а отличие только в репертуарной направленности. Эти произведения я не публикую. Оставляю только задуманный костяк.

В итоге, стараясь найти компромиссное решение, для 12 (обобщающего пятерку) урока я написал пьесу, скорее имитирующую стиль блюза, но вместе с тем и вполне лирическую, чтобы угодить и вкусам Милады.
Ноты: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1814
Аудио: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=RecordInfo&user_id=4367&record_id=4123
Вообще, та практика, когда ученику директивно указывают на то, что «ему надо» играть и «что не надо», на мой взгляд приводит к негативным результатам. Я считаю, что преподаватель должен быть мудрее и хитрее – добиться своего, хоть бы и самыми окольными путями.
И никогда не надо забывать про время. Да, очень хочется, чтобы все было здесь и сейчас, и сразу. Попробуйте донести эту мысль до садовника. На смех поднимет! А и правда ведь, отчего бы не сравнить учителя с садовником, а учеников с яблонями: ухаживай, поливай, спасай от вредителей (деструктивных явлений в современной культуре) и жди, жди... – правильно растущая яблоня непременно даст свои плоды.
Комментарии (0)