Блог

СТРАХ СЦЕНЫ часть 1

25 ноября 2017, 17:50 «Сталкиваясь со страхом сцены, человек оказывается внутри своих фантазий и работать здесь следует с воображением. Психические и соматические процессы, проявляющиеся при переживании этого состояния, являются следствием реакции системы на мнимое воздействие. Механизм описываемого явления в какой-то степени схож с невротическим параличом, когда человек физически здоров, но не знает этого и не в состоянии воспользоваться своими возможностями. Повторюсь, пейрафобия – это фантазия; однако она существует, ее влияние на систему колоссально, и этот факт ставит перед нами задачу поиска эффективного противодействия, находящегося, по нашему убеждению, в области психотерапии».
Абрахам Голденберг, лекция в университете Бен-Гурион, апрель 2001.
Человек представляет из себя самоорганизованную систему процессов. В каждый отдельный момент времени какой-то из процессов доминирует, внося в систему возбуждение, требующее немедленного внимания. Короткие периоды равновесия, при котором все текущие потребности удовлетворены, называются гомеостазом. Ситуация, обозначенная психологами как пейрафобия, или страх сцены, является доминирующим возбуждением в психике и соматике человека, во время его пребывания на сцене.
Отвечая на вопросы студентов, профессор Абрахам Голденберг высказал следующую мысль:
«… пользуясь вашей терминологией, скажу, что побороть страх сцены возможно только двумя путями. Первый – это транквилизаторы; согласитесь, человек-растение публики не боится. Второй – это смерть измученного оратора. Другими словами, избавится о пейрафобии, используя адекватные методы, невозможно. А что же тогда возможно? Надеюсь, все вы знакомы с термином «сублимация»: мы частично или полностью снимаем внутреннее напряжение путем перенаправления энергии на творчество. Думаю, многие из вас согласятся, что сексуальная энергия – а это именно то, о чем говорил Фрейд, описывая сублимацию, – как минимум схожа с пейрафобией по силе ее воздействия на систему, называемую «человек». И если люди от искусства и от религии, смогли перенаправить свое либидо на создание шедевров, то и мы, используя эту модель перенаправления, сможем сублимировать пейрафобию в тот творческий порыв, который сделает наше выступление успешным».
Соглашаясь с мнением уважаемого Абрахама Гольденберга, можно привести множество примеров, подтверждающих его мысли, самым ярким из которых я считаю стратегию знаменитого китайского мыслителя Сунь Цзы; достаточно лишь заменить внешнего врага на внутреннего (пейрафобию) и мы получим общее руководство к действию: в основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности легкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. А идеальная победа – это подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия.
Итак, воевать напрямую бессмысленно – вероятность поражения слишком велика; остается восточная хитрость, подкрепленная мощными инструментами психологического воздействия.
Подводя итог вышесказанному, можно определить цель исследования как поиск способов трансформации пейрафобии в более конструктивные состояния психики и соматики.
0 Теги: страх сцены
Комментарии (0)