Блог

Lesson 6

16 ноября 2017, 11:30 Сегодня шестой урок и к этому моменту мы стали умнее. Почему? Об этом написано множество трудов: занятия музыкой как ничто другое развивают интеллект благодаря необходимости включения в работу обоих полушарий мозга, что в других областях человеческой деятельности происходит крайне редко; это установленный и доказанный наукой факт и останавливаться на нем подробнее я не вижу смысла. Мы стали умнее.
Вопрос в другом: зачем нам быть умнее? Ведь от ума одно горе, если верить Грибоедову; а в случае отсутствия у уважаемого читателя доверия к русскоязычным классикам, можно обратиться к Соломону, писавшему: «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Их мнения, как две параллельные прямые, вопреки Евклиду, сходятся в одной точке, где выбито на камне: «Не стоит быть умным».
Однако я позволю себе поспорить, и в качестве первичной посылки для последующей аргументации, процитирую Фрица Перлза: «…жизнь и поведение человека управляются процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще – приспособлением или адаптацией. Гомеостаз – это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Иными словами, гомеостаз – это процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Поскольку потребности эти многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и неравновесия в организме».
Итак, наше равновесие беспрерывно нарушается вновь и вновь возникающими потребностями. Их удовлетворение занимает большую часть нашего времени. Какой вывод? Как это все соотносится с темой нашего разговора? А очень просто: тот, кто умнее, имеет большую вариативность решений, столкнувшись с нарушением равновесия. Проще говоря, ум – это качество, позволяющее не действовать по заданной программе, чаще всего устаревшей и неэффективной (условия меняются, а программа остается), а находить новые решения и благополучно поддерживать гомеостаз.
И еще одна цитата Перлза, она тоже весьма применима к нашей деятельности: «Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни. Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста – это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув "зрелости"».
Выводы на поверхности: мы занимаемся творчеством, мы становимся умнее и благодаря этому, мы получаем больше выборов, делая свою жизнь более полной и в конечном итоге более счастливой; мы на правильном пути.
Теперь вернемся к уроку. На сегодняшний день наш ученик освоился с инструментом, он играет арпеджио, слушает мелодию, ориентируется в нотах (благодаря постоянной практике), знает аккорды в нескольких тональностях и имеет представление о правильной постановке рук и качественном звукоизвлечении.
На этом этапе ученик, вероятнее всего, уже столкнулся со сложностями. Как правило это сложности, связанные с тем, что не все получается так хорошо, как бы хотелось. Не хватает техники и легкости, не прожимаются отдельные звуки, не растягиваются пальцы и т.д. Возможно (и это несмотря на беспрецедентно удобные пьесы, об этом здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=885&user_id=4367), подошло время первого кризиса, когда наш ученик опускает руки и говорит себе: «Я не справлюсь». Это нормально. Этого будет с избытком. Что делать? Об этом я писал здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=890&user_id=4367
и здесь: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=BlogInfo&blog_id=896&user_id=4367.
Я считаю, что обязательно необходимо объяснить ученику все происходящее с ним, рассказать о том, что обучение новому происходит не линейно, а скачками – следом за периодом накопления знаний, умений и потенциала, совершается скачок сразу на другой, более высокий, уровень. Впоследствии, свыкнувшись с этой неизбежностью, ученик будет спокойнее и терпеливее относиться к моментам «творческого застоя».
Однако не работая в направлении совершенствования мастерства, вряд ли можно ожидать случайных успехов. Об этом хорошо сказал знаменитый гитарист Дэвид Рассел: «Заниматься кое-как – все равно, что пытаться подобрать упавшую монетку, не слезая с велосипеда: можно хоть сто раз проехать мимо нее, все равно не дотянешься. Нужно остановиться, слезть с велосипеда, подобрать монетку и тогда уже можно ехать дальше».
О том, как добиться результата с наименьшим усилием и о том, какие способы, в том числе и психологической настройки, можно применять в пути к вершине мастерства, я расскажу в следующих статьях.
Нас ждет увлекательнейшее путешествие в музыку разных эпох и стилей, мы познакомимся с музыкой барокко и классицизма, с танцевальной музыкой и ее острыми ритмами, с музыкой Испании и многим другим.
Сегодняшний урок – это урок-обобщение. Мы поиграем все разученные пьесы, внимательно оценим все, что получилось и все, над чем еще надо работать.
На тот случай, если получилось все, можно разучить последнюю пьесу из первого цикла, посвященную арпеджио и мелодии: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=4367&id=1804
и аудио: http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=RecordInfo&user_id=4367&record_id=4076
Не забываем повторять все известные нам аккорды. Можно и очень даже желательно сочинить несколько последовательностей из этих аккордов и поиграть их разными способами.
Удачи!
Комментарии (0)