Блог

Радзивилл, Эстерхази и 45 симфония Гайдна

03 ноября 2017, 17:08 С именем Кароля Радзивилла (Пане Коханку) было связано немало анекдотичных историй, которые активно распространялись современниками.
Так, если верить народной молве, однажды в жаркую летнюю ночь Кароль Радзивилл пообещал гостям, что утром наступит зима. Магнат приказал посыпать дорогу до замка дорогостоящей по тем временам солью и наладил по ней катание на санях.
Эту легенду любят повторять и журналисты, и экскурсоводы, и вполне приличные издания.
Вместе с тем, замалчиваемый по неизвестным причинам, аналогичный кутеж имел место в Венгрии летом 1773 года, то есть примерно в то же время, что и у Радзивилла. По свидетельствам очевидцев, князь Николаус Эстерхази принимал в гости императрицу Марию Терезию и производил на светлейшую особу впечатление блестящим праздником, окончившимся санной поездкой на засыпанных солью дорогах.
Совпадение? Навряд ли. Плагиат? Учитывая возможность мнения недоброжелателей примерно такого содержания: «Ох... поверьте мне, господа, у Радзивилла соли было больше!», думаю, что плагиат исключен.
Вероятнее другое. Солью посыпал дороги кто-то один из них; все остальное не более чем недостоверные и досужие россказни. Вот только кто?
Вероятно, это останется загадкой. Впрочем, даже если приписать этот сомнительный поступок Каролю Радзивиллу, то от Эстерхази не убудет. Вспомним того же Гайдна, согретого теплотой княжеской ласки и прославившего своего благодетеля. С именем этого блистательного композитора связано одно весьма примечательное событие.
Происходило оно в летней резиденции князя. Приглашенные им музыканты под руководством Йозефа Гайдна, должны были услаждать утонченный слух мецената. Однако пребывание их там слишком затянулось. Они устали, соскучились по семьям, а неволя, как известно, мало кого вдохновляет на творчество. Тогда Гайдн, со свойственным ему юмором, находит элегантный способ испросить у своего покровителя отпуск домой. Он сочиняет свою 45 прощальную симфонию, в которой-то и оказался спрятанным намек.
Начинается все как обычно, единственно что – присутствуют свечи, они обязательны по замыслу композитора. Неожиданно, за традиционным по форме финалом, после которого пора бы и откланяться, следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свои свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь две первые скрипки, которые после завершения музыки также тушат свечи и уходят вслед за остальными.
Впечатление потрясающее; и это сейчас, в двадцать первом веке, что же было в восемнадцатом!
Вероятно, все же Радзивилл, и никто иной рассыпал соль; согласитесь, зачем такие сомнительные трюки Эстерхази, с его утонченной культурой и безупречным вкусом.
https://www.youtube.com/watch?v=0lLa_W0Hm_Q&app=desktop

0 Теги: о музыке
Комментарии (0)